Моя суррогатная мама...

Двадцать младенцев родились в Казани за последние два года от суррогатных матерей. Тема такого материнства очень деликатная. О ней наша беседа с заведующей Республиканским центром планирования семьи и репродукции Фираей Сабировой.

news_top_970_100

- Фирая Маратовна, большинство обычно интересует финансовая сторона суррогатного материнства. А что важнее для вас и ваших пациентов?

- Медицинская сторона. Маточное бесплодие (отсутствие матки) – горький приговор для женщин, которые в силу ряда обстоятельств лишены возможности выносить беременность. Оно может быть врожденным или приобретенным. К примеру, первая беременность закончилась у женщины гибелью плода и ампутацией матки. Представляете, каково в 25 лет навсегда лишиться возможности стать мамой? Шанса иметь свое дитя практически нет. Кроме того, есть женщины с тяжелой патологией. Для них вынашивать плод - смертельный риск.

- Кто может заказать суррогатную маму?

- Только те женщины, которые по медпоказателям не могут выносить беременность сами. Мы никогда не применяем программу суррогатного материнства для дам, не желающих портить себе фигуру (а муж хочет ребенка!), бросать работу и так далее. Эти случаи не рассматриваем.

- Какой должна быть суррогатная мама?

- Женщина в возрасте от 18 до 35 лет, обязательно имеющая собственного ребенка или несколько детей. Если суррогатная мама находится в браке, то необходимо, чтобы ее муж дал письменное заверенное нотариусом согласие на программу ЭКО. Следующий важный аспект кандидатуры суррогатной мамы - ее моральная и психологическая устойчивость, отсутствие криминального прошлого и медпоказатели.

- Довольно жесткий возрастной порог - до 35 лет. Но ведь женщины успешно вынашивают ребенка и в более позднем возрасте.

- Мы не берем женщин старше 35 лет, потому что это опасно для самой суррогатной матери и ребенка.

- В западной прессе не раз писали о случаях, когда мама становилась суррогатной матерью для своей дочери...

- В России подобные случаи тоже были, пока занимающиеся проблемой суррогатного материнства специалисты не поняли, что бабушки (теоретически ими могут стать женщины старше 40 лет) не могут без определенного риска вынашивать ребенка. В донорстве и суррогатном материнстве участие родственников нежелательно. Лично я категорически против этого. К отношениям генетических родителей и суррогатной мамы примешиваются родственные, развитие которых невозможно спрогнозировать. У нас был случай, когда сестра вынашивала будущего племянника. Вроде все было хорошо. Но когда ребенка отдали его генетической маме, сестры перестали общаться.

- А если кандидатка в суррогатные матери бездетна?

- Обязательное условие для составления контракта - наличие собственного ребенка. Это только в фильмах и книгах любят живописать о том, как молоденькие девчушки из-за нищеты рожают по заказу. В медицинской практике таких случаев не бывает! Мы прекрасно понимаем психологическое состояние суррогатной мамы. Собственный ребенок, на которого она сможет излить всю материнскую любовь после родов, станет для нее спасением.

- Каков портрет средней казанской суррогатной мамы?

- Как правило, это оказавшиеся в трудном положении матери-одиночки, имеющие финансовые проблемы. Но не все желающие попадают в нашу программу. Если видим, что женщина хочет заработать, но реально не оценивает сути дела, мы отказываем. Это нелегкие деньги, есть определенный риск. Беременность непредсказуема, может случиться всякое. Поэтому отбор суррогатных мам идет очень тщательно как с физической, так и психологической стороны.

- Почему общество обвиняет таких матерей в меркантильности?

- Прежде чем клеймить позором, необходимо примерить ситуацию на себя. Да, вроде бы идет купля-продажа: генетические родители платят за ребенка, суррогатная мама получает гонорар за беременность и роды. Но эти параллели неправильны. Люди хотят иметь ребенка. Можно, конечно, усыновить, и это замечательное решение. Но есть немало таких бесплодных пар, которые хотят ребенка со своими генами. Суррогатных мам ругают за то, что они зарабатывают на детях. Но возьмите донорство яйцеклеток, спермы, крови, органов и так далее. Мы воспринимаем это спокойно и не считаем способом наживы. Суррогатные мамы - нормальные женщины без алчного блеска в глазах. У них высоко понимание того, что они кому-то помогают. И эта помощь жизненно необходима. Женщина, познавшая радость материнства, понимает состояние той, которая лишена этого.

- Стороны общаются между собой до родов?

- Когда генетические родители из другого города, они не встречаются с суррогатной мамой. Общение идет через медиков. Если они из одного города, то да. Это хорошо: родители видят и поддерживают маму, та в свою очередь уверена, что ее не бросят и не откажутся от ребенка. Как правило, генетические родители очень опекают свою мамочку, выполняют все пункты, указанные в контракте. Ежемесячно оплачивают покупку продуктов. Дают беременной деньги на расходы, ведь зачастую эти женщины не работают.

- Наверняка дотошные соседи заметят у одинокой мамы животик, а потом начнут спрашивать: куда делся новорожденный?

- Эти нюансы также оговариваются в контракте. Как правило, женщины уезжают из дома за 3 - 4 месяца до родов. Генетические родители обеспечивают суррогатную маму жильем в другом районе города.

- После родов показываете суррогатной маме ребенка?

- Это зависит от женщины. Если она не хочет видеть новорожденного, один из вариантов - операция «кесарево сечение». Его проводим исключительно по просьбе женщины (если нет медицинских противопоказаний), щадя ее психику, чтобы она не видела процесса родов и не слышала крика младенца. В таких случаях суррогатная мама не видит ребенка и не кормит его.

КСТАТИ. Первое успешное искусственное оплодотворение in vitro с последующим ЭКО состоялось в 1978 году в Англии, в результате чего родилась знаменитая Луиза Браун - первый ребенок «из пробирки»! Применение ЭКО, вынашивание и рождение суррогатной матерью полностью генетически чужого ей ребенка (гестационное или полное суррогатное материнство) впервые успешно прошло в США в 1986 году.

news_right_column_240_400