«Мы в деревне-призраке, но нам здесь хорошо»: как живется в негазифицированных поселках Казани

Корреспондент «КВ» узнал, как живут люди в одном из двух негазифицированных казанских поселков – Татваленка. И почему местные прозвали его деревней-призраком.

news_top_970_100

Жители двух казанских поселков до сих пор топят дома дровами, а для приготовления пищи используют привозной газ в баллонах, либо электроплиты. Газификация до сих пор не дошла до двух жилых массивов в Приволжском и Советском районах города. От планов по газификации этих населенных пунктов в мэрии города не отказываются.

По словам замруководителя исполкома Казани по вопросам ЖКХ и гражданской защиты Искандера Гиниятуллина, в настоящее время готовится необходимый пакет документов для подтверждения заявки на включение этих двух поселков в программу газификации РТ.

«Чужие сюда не ходят»

Одноименный поселок подсобного хозяйства предприятия «Татваленок» хотя и находится на значительном удалении от центра, но относится к Приволжскому району Казани. Некогда многолюдный поселок сегодня населяют не более  полутора десятка семей. В советское время при нем существовали пионерский лагерь и детский сад для детей работников Казанского валяльно-войлочного комбината. В годы перестройки они прекратили работу, а сам поселок был исключен из учетных данных.

В 10-квартирном доме по адресу Озерная,1 проживает пять семей. Правда зимовать остаются лишь две. Не каждый способен постоянно отапливать жилище дровами. Газа в доме, как, впрочем, и во всей деревне, никогда не было. За 20 лет проживания в поселке к таким условиям быта привыкла местная жительница Ирина Логунова. 

«Ну как живем без газа? Печку топим, дрова покупаем. Сейчас цену не знаю, но раньше за 6 тыс. покупали «Камаз» [дров]. «Камаза» два на зиму надо, чтобы и на баню хватило, и на дом. Плита электрическая, иногда и обогреватель зимой включаем, но за электричество получается побольше платим зимой. Летом поменьше», – рассказывает она.

В собственность квартиру в доме женщина оформила лишь в прошлом году, до этого жилье считалось служебным. Из благ цивилизации – электроэнергия. В моменты его отключения местные используют генераторы. Воду приходится качать из скважины. До строительства рядом с деревней элитного коттеджного поселка «Брайт Парк»  о Татваленке знал далеко не каждый казанец. Потому ее прозвали деревней-призраком. 

«Да, мы живем в деревне-призраке, но нам здесь хорошо. У меня двое детей-инвалидов, я за них спокойна здесь. Чужие сюда не ходят, свои приезжают в гости», – признается Ирина Леонтьевна.

По весне в поселке заметили людей в спецовках газовой службы. Воодушевленных скорой газификацией людей осадили новостью, что многоквартирный дом по Озерной, 1  под программу газификацию не попадет ввиду его ветхости.

«В наш дом навряд ли проведут газ. Мы, когда писали заявление [на газификацию дома], узнали, что у нас оказывается ветхое жилье, навряд ли [проведут газ]. Дом 1967-68 года постройки. В нашем доме не будет. Так сказали», – не без сожаления констатирует собеседница.

«Знали бы вы, какой тут прекрасный воздух»

Никуда не собирается переезжать из поселка 83-летняя Фаина Мусина, для местных просто –  тетя Фая. В Татваленке пенсионерка проживает с 1996 года. Говорит, что блага цивилизации ни за что не заменят прелестей жизни на лоне природы.

«Я жила в конторе здесь 25 лет, а дочери в городе квартиру снимали, – рассказывает она, признав, что выбор места жительства был во многом обусловлен окружающей средой, а не бытовыми условиями. –  Знали бы вы, какой тут прекрасный воздух, лес рядом, тишина! Это дорого стоит. А вода какая. Из-под земли, артезианская».

Дом, в котором пенсионерка проживает сейчас, построила ее дочь. В прошлом году дочери не стало, потому жилище дорого Фаине Мусиной еще и как память. За исключением газоснабжения в доме имеется все необходимое. Четырехконфорочная плита подключена к газовому баллону, благо за этим следят родственники пенсионерки. Отапливается жилище электричеством.

«Покупной у нас газ, хотели провести, но что-то с нас затребовали такую сумму дурацкую. А в эти дни как раз Путин выступал. Он сказал, что до двора платит государство, а во дворе до дома уже плачу я. Но все равно с нас затребовали очень большую сумму», – вспоминает пенсионерка.

До газа рукой подать

О планах по газификации поселка накануне отчитался замруководителя исполкома Казани Искандер Гиниятуллин. По его словам, газификация жилых массивов города, за исключением Татваленки и Чернопенья (поселок в Советском районе) завершена.

«Исполком готовит необходимый пакет документов для подтверждения заявки на включение этих двух поселков в программу газификации РТ», – сказал он на прошедшем накануне деловом понедельнике.

До газораспределительной подстанции поселок отделяют не более 50 метров. По словам местных, некие службы наметили маршрут будущего газопровода. В подтверждение этого они показывают вбитые в землю колья с нумерацией. Местные верят в перспективу возрождения поселка благодаря газификации. 

 

news_right_column_240_400