Покупаю билет на станции Паратск. В маленьком здании рядом с кассой «бьется в тесной печурке огонь...» - здание отапливается дровами! Вот уж где постигаешь разницу между провинцией и столицей: уезжаешь от печки, а в Казани встречают тебя автоматизированные турникеты! Об этом предупреждают и объявления на станциях: «В связи с введением в эксплуатацию турникетного комплекса на станции Казань просьба сохранять проездные билеты для прохода через турникетный комплекс». Что ж, сохраним билет, спасибо за предупреждение...
Народ, собравшийся на платформе, торопится проникнуть в вагоны и занять оставшиеся сидячие места. Утром кому-то хочется поспать по дороге на работу, добросовестным студентам - почитать конспекты, а вечером - с «комфортом» поужинать, поиграть в карты или (что чаще) в игры на своем мобильном телефоне, обсудить с друзьями текущие проблемы да и просто пообщаться.
- С прошедшими тебя!
- И тебя!
- Как там наши?
- Закройте за собой дверь! Дует же!
«Дует» не только холодным мартовским воздухом, но и дымом: сколько ни повторяет пассажирам дружелюбный женский голос в динамике: «Не сорите, не курите в вагонах и тамбурах. Помните, что рядом находятся некурящие, женщины и дети» - никакие увещевания не помогают: «Пошли покурим, что ль», - говорят друг другу подростки. И идут в тамбур. Опять же «романтика»!
Вечером еще до отправления поезда начинается торговля. Конечно, казанским электричкам пока далеко до подмосковных «супермаркетов на рельсах», где продается все на свете и продавцы как на подбор артистичны и голосисты. Но и нас голодными не оставят... Есть и «пища для ума» - газеты в ассортименте.
- Мороженое, мороженое...
- Семечки в дорожку, перекаленных нет ни одной...
- Бабуль, а пиво не продаешь?..
Когда-то электрички выгодно отличались от автотранспорта дешевыми билетами. Сейчас соотношение цен на транспорте изменилось. Например, из Зеленодольска до Казани можно доехать на «Газели» за 20 рублей, ровно столько же стоит и билет со станции Зеленый Дол. Но ведь на автобусе бесплатно не проедешь: то кондуктор, то водитель пристают, оплати, мол, проезд, а то хуже будет. И не спрячешься от них никуда. То ли дело электричка: шесть (а то и больше) вагонов - гуляй себе туда и обратно, «избегая конфликта» с контролерами.
Потянулся из соседнего вагона караван «зайцев» - верный признак того, что по пятам идут контролеры-ревизоры. Идти дальше некуда - последний вагон. Остается или перебежать по платформе, рискуя жизнью в гололед, или отдаться на волю судьбы. А вот и контролеры! Диалог начинается без агрессии:
- Предъявляем билеты. Мужчина, предъявите билет! Я жду!
- Ждите...
- Вот нахал! Так, оплачиваем проезд.
- Вот тебе 5 рублей.
- Пять рублей - это не в этом поезде! И что ты мне тыкаешь? Еще корректно разговаривай с ними!
Следующий «заяц» на очереди...
- Откуда едем?
- С 766-го, там кассы нет...
- 766-й километр только что был - почему же у вас на одежде снега нет?
Контролеров не проведешь...
Добрый мягкий женский голос напоминает пассажирам: «Во избежание конфликтов своевременно приобретайте проездные билеты». Тот же голос сообщает, что контролер-ревизор взимает с пассажира-безбилетника не штраф, а «дополнительный сбор за услугу». Все-таки не в тоталитарной системе живем, а в рыночной, в мире товаров и услуг!
Оказывают пассажирам и другие услуги - например развлекают музыкальными композициями. Смуглые дети неизвестной национальности поют добросовестно разученную песню «Ветер с моря дул, ветер с моря дул, нагонял беду...»
- Эх, поздно вы, дети, просите - контролеры прошли, всю мелочь собрали, для вас уже не осталось!
И дети уходят, не понимая своей ошибки, потому что не знают они русского языка, хоть и старательно выводят слова песни: «Видно, не судьбай, видно, не судьбай, видно, нет люби...»
Поезд прибывает на конечную станцию - Казань. Пассажиры просыпаются, а по вагонам уже идут работники в ярко-оранжевой форме, чтобы привести поезд в должный порядок. Предстоит последнее испытание - пройти через турникет... Но не все направляются прямиком к нему. Несколько человек идут вдоль длинного забора, заграждающего проход к поездам. Идут долго, но не зря: забор все-таки кончается, и люди по узкой тропинке в сугробах выходят к шоссе, проигнорировав новейший турникетный комплекс.
Я же как добросовестный пассажир иду к турникету. Около него стоят работницы вокзала, проверяя наличие билетов. Мне не пришлось вставить штрих-код в автомат: увидев, что билет есть, женщина нажала на нужную кнопку и загорелся зеленый индикатор. Все-таки человеку у нас как-то больше доверяют, чем машине...
Лилия ЕГОРОВА