Наводчик воевал без оружия, с биноклем, на расстоянии 10 километров

Назимбек Сафич Гиматутдинов прошел всю Великую Отечественную войну без оружия в руках. Но его четкость и точность расчета помогли выиграть не одно сражение.

news_top_970_100

Готовясь к встрече с ветераном войны, всегда пытаюсь представить, каким будет мой собеседник. Ведь это не просто человек, проживший долгую жизнь, это настоящий герой, переживший самое страшное. На фронте с 1941 по 1945 год, говорилось в его кратком представлении, участвовал в боях  под Ровно, Киевом, оборонял Москву, освобождал Калугу, Тверь, Белоруссию, Польшу. Участвовал в штурме Берлина.

Меня встретила жена ветерана Лейла Абдулловна Кутуева и попросила немного подождать мужа. А чтобы скрасить минуты ожидания, решила немного рассказать о герое:

- Муж много пережил с самого первого дня войны. Немцы один за другим брали тогда наши города. До Москвы оставалось всего несколько десятков километров. Сталин издал свой знаменитый приказ «Ни шагу назад!» Как рассказывает Назим, солдаты стояли насмерть, не отступив ни на шаг. 

В следующую секунду в комнату вошел пожилой серьезный мужчина, на вид не старше 80 лет. На самом деле Назимбеку Сафичу исполнилось в этом году 95. Видя интерес не только в моих глазах, но и жены, он не стал нас томить и сразу начал свой рассказ.

Первые дни войны

- Меня забрали в армию с первого курса Казанского ветеринарного института. Отслужив полтора года, я надеялся вернуться домой. Но началась война, и меня отправили на Украинский фронт. Раз уж я ветеринар, окончил техникум, думал, на войне буду заботиться о лошадях. Однако меня отправили в артиллерийский полк и приказали освоить военную специальность наводчика. Всю войну я смотрел на врага в специальное оборудование, бинокли и видел его на расстоянии десяти километров. А потом говорил товарищам-артиллеристам, куда именно нужно стрелять.

По словам ветерана, в самом начале войны советские солдаты еще не умели воевать, поэтому многие погибли в первых же сражениях.

- Наши самолеты бомбили немцев, возвращаясь обратно к месту, которое мы обороняли. Помню, как-то у одного из летчиков в небе сломался самолет, он прыгнул с парашютом. И тут наши начали в него стрелять! Я вылез из окопа и начал прямо по лицу пинать тех, кто стрелял. Оказалось, на учебе этим горе-стрелкам сказали, что с парашютом спускаются только немцы. Объяснить им обратное было невозможно. Солдаты поверили только тогда, когда летчик, уже раненый, спустился на землю.

«Будьте героями!»

Ветеран рассказывает о войне и снова, как и 70 лет назад, испытывает те же эмоции: то страх, то удивление, то гордость, то разочарование... Казалось, случай, о котором сейчас повествует ветеран, произошел с ним только вчера.

- Как-то ночью сидим в окопах - я, связист, радист и телефонист. Проверяем, нет ли немцев поблизости. Один из нас поднял голову и увидел, что прямо на нас идут вражеские танки. А ни у кого даже оружия нет! Радист сообщил командирам, что к нам подходят немцы, на что на другом конце провода лишь ответили: «Будьте героями!» Радист начал ругаться, просил прислать бойцов, которые расположились в соседней деревне. Ведь нас могли взять в плен. А через минуту побежал за солдатами сам. Оставаться в окопах было нельзя - немцы были очень близко. Взяв оборудование, мы побежали вслед за радистом.

Добежали до сгоревшего немецкого танка и спрятались под ним. Вскоре подъехали на танке наши солдаты, которые не понимали, почему мы подняли такой шум. Им казалось, впереди свои. Убедившись, что это фашисты, танкисты начали стрелять во врага. Я стоял рядом с танком, и подо мной буквально дрожала земля. Один вражеский снаряд попал в танк, под которым прятались мои товарищи. Некоторым удалось выбраться. Но были и те, кому оторвало ноги.

Оборона Москвы

В начале войны едва ли не каждый день нам сообщали, что немцам удалось продвинуться по территории нашей страны. Когда до Москвы оставалось несколько десятков километров, наши солдаты решались на самые отчаянные поступки ради того, чтобы остановить врага.

- Однажды командир предложил мне выкопать землянку рядом с землянками немцев. Выполнив приказ, я с товарищами просидел в ней всю ночь. А утром, едва только мы подняли голову, немцы нас заметили и начали стрелять. Мне в бедро попал большой осколок снаряда, который взорвался рядом, меня отправили в госпиталь. К этому времени я настолько истощал, что медсестра спокойно взяла меня там на руки и положила в ванну, - вспоминает герой.

После операции молодой солдат думал, что его снова отправят на фронт, но вместо этого ему приказали ехать в Москву, в Кремль. Там гвардии рядовому присвоили звание младшего лейтенанта и вручили первый в его жизни орден Великой Отечественной войны. Второй наградой стала поездка домой, в родную Казань. Но не только в гости к близким. Он вернулся на фронт офицером.

На Берлин!

- В звании офицера меня направили на Прибалтийский фронт. Им командовал легендарный главнокомандующий Георгий Жуков. С ним мы брали Берлин. Я корректировал огонь артиллерии, которая била прямо по столице Германии. Наши наставили там столько пушек, что немцы не могли даже двинуться. Никогда не забуду белые простыни и покрывала в окнах домов - знак того, что они сдаются.

Наводчику Гиматутдинову посчастливилось присутствовать при историческом моменте, когда командующие наших фронтов ставили свои подписи на Рейхстаге.

Мир семье

После войны воин-освободитель пошел работать на казанский завод «Радиоприбор». И женился на девушке, которую встретил еще до войны. С Лейлой Абдулловной они вместе почти 70 лет. Раскрывая секрет семейного счастья, супруга ветерана сказала, что с порядочным, честным человеком строить семью несложно.

- Назим незлопамятный. Если вдруг поругаемся, он быстро все забывает. У нас две дочки хорошие, внуки и правнуки. Молодые, которые сейчас не ценят семью, должны понимать: развод касается не только их двоих, больше всего страдают родители, - считает Лейла Абдулловна.

Остается только добавить, что в свои 95 лет Назимбек Сафич по-прежнему работает в комитете ветеранов Великой Отечественной войны Вахитовского и Приволжского районов и помогает участникам, инвалидам войны. По его словам, многим из них сейчас очень нужна помощь, поэтому он приходит к ветеранам домой и узнает, что именно нужно.

- Конечно, я давно должен был уже на печке лежать. Но печки нет, поэтому приходится трудиться, - шутит Назимбек Сафич.

news_right_column_240_400
news_bot_970_100