ПРОГРАММНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ ПО ОЗДОРОВЛЕНИЮ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ г. КАЗАНИ НА 2004 - 2008 ГГ.

ПРОГРАММНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ ПО ОЗДОРОВЛЕНИЮ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ г. КАЗАНИ НА 2004 - 2008 ГГ.

news_top_970_100

 Подпрограмма 1.
ОХРАНА ВОЗДУШНОГО БАССЕЙНА ГОРОДА

Борьба с загрязнением атмосферного воздуха является важнейшей общегородской задачей и приоритетным направлением программы г. Казани, поскольку качество воздуха влияет на здоровье каждого без исключения жителя столицы. Прямые замеры концентраций вредных выбросов в атмосфере столицы нередко показывают многократное превышение ПДК по СОх, СхНу, NОх.

Учитывая, что основными источниками загрязнения являются автотранспорт, предприятия химической и энергетической промышленности, мероприятия программы "Оздоровление окружающей среды в г. Казани на 2004 - 2008 гг." должны быть направлены на снижение выбросов в первую очередь от этих источников.

В ходе обсуждения программы на заседаниях экспертных рабочих групп были предложены следующие рекомендации в отношении охраны атмосферного воздуха:

- составление карт-схем по анализу загрязненности атмосферного воздуха г. Казани;

- завершение работы по составлению сводного тома ПДВ;

- разработка схем оптимизации автотранспортных маршрутов;

- оптимизация маршрутов автотранспорта, введение "зеленой волны" и т.п.;

- анализ и контроль деятельности частных перевозчиков;

- введение пунктов контроля автотранспорта;

- строгий контроль за техническим состоянием автомашин;

- контроль за выбросами промышленных предприятий;

- внедрение новых технологий на предприятиях;

- переход автотранспорта на экологически чистые виды топлива.

Исходя из проблем и перечисленных рекомендаций, основными направлениями экологической программы 2004 - 2008 гг. являются:

- снижение негативного воздействия на воздух автотранспорта, в том числе:

повышение эффективности организации движения автотранспорта в г. Казани за счет завершения строительства 4-й транспортной дамбы, Малого и Большого Казанского кольца, строительства дорожных развязок, организации работ по созданию перехватывающих парковок;

повышение качества моторного топлива, в том числе улучшение экологических характеристик топлива, используемого автотранспортом городского хозяйства;

переоборудование общественного транспорта для использования газообразного топлива;

развитие общественного транспорта как альтернативы использования частного автотранспорта;

снижение негативного воздействия на воздух от стационарных источников загрязнения.

В результате выполнения планируемых мероприятий объем выбросов загрязняющих веществ в атмосферу снизится на 10 тыс. тонн за 5 лет.

Подпрограмма 2.
ОХРАНА ВОДНЫХ РЕСУРСОВ

Необходимо отметить крайне высокую степень антропогенной нагрузки, превышающую природные возможности биологического самоочищения водных экосистем. Вместе с тем в последние годы отмечается некоторая стабилизация основных количественных и качественных показателей состояния водоемов на территории города. Реализуются мероприятия по снижению объемов сбросов загрязнителей в водоемы как за счет уменьшения объемов стоков, так и за счет повышения степени их очистки.

Рекомендациями в отношении охраны водных ресурсов являются:

- проведение инвентаризации водоемов и водотоков с нанесением их на карту города и оценкой экологического состояния;

- строгий учет земель водного фонда с созданием реестра водных объектов города;

- создание Водного кадастра согласно Водному кодексу РФ для учета водного фонда и выдачи разрешений (при Службе земельного кадастра, Департаменте благоустройства или др.);

- разработать и ввести в пользование экологические паспорта водных объектов с указанием их параметров, статуса, экологического состояния, рекомендаций по благоустройству, использованию и охране, пользователей водоемов;

- прекращение политики незаконной продажи земель водного фонда, выдачи их за земли поселений;

- решать вопросы отвода земель только после тщательного анализа карт и выездов на место и визуальным осмотром водных объектов, привлечение при необходимости специалистов для выяснения характера водного объекта (водоем или временный выход вод на поверхность);

- пересмотр постановлений главы администрации и других документов по городскому благоустройству с точки зрения сохранения водных объектов;

- введение водоохранных зон для всех водных объектов города, с созданием проектов, обозначением их в натуре аншлагами и соблюдение охранного режима;

- строительство очистных сооружений на выпусках ливневой канализации;

- разработка постановления главы администрации о выпусках ливневой канализации;

- ликвидация всех аварийных канализационных выпусков;

- строгий контроль за качеством воды всех водных объектов города, включая малые водоемы;

- внедрение экологосообразных, водосберегающих технологий на предприятиях и в учреждениях;

- подготовка специалистов в области охраны и восстановления водных объектов и повышение квалификации сотрудников городских органов.

 Исходя из перечисленных проблем и рекомендаций, в программе отдана приоритетность следующим мероприятиям :

- реконструкции и модернизации технологических процессов очистных сооружений, доведение мощности очистных сооружений до 1000 тыс.м3/сут.;

- очистке сточных вод, основным элементом которой является строительство городских очистных сооружений в соответствии с постановлением главы администрации г. Казани от 3.11.2003 №1933, при условии достаточного финансирования этих работ. Однако до настоящего времени эти средства не выделены;

- совершенствованию технологий очистки загрязненных сточных вод.

Для решения этих проблем необходимо применять комплексный подход. С этой целью планируются:

- разработка и утверждение в установленном порядке реестра всех водных объектов на территории г. Казани с указанием их принадлежности, основных гидрологических характеристик, оценки качества воды, видов водопользования и ответственных за содержание водного объекта и прилегающих территорий;

- разработка проектов водоохранных зон по всем водным объектам на территории г. Казани и вынос границ в натуру;

- исключение сброса загрязненных производственных сточных вод в водные объекты без предварительной очистки.

Выполнение планируемых мероприятий позволит:

- сократить сброс загрязняющих веществ в водные объекты на 5000 тонн;

- довести долю очистки поверхностного стока до 15% от всего поверхностного стока;

- улучшить качество воды и условия обитания водных биологических видов.

Подпрограмма 3.
УТИЛИЗАЦИЯ ОТХОДОВ ПРОИЗВОДСТВА И ПОТРЕБЛЕНИЯ

Основными видами отходов, подлежащими переработке, являются особо токсичные промышленные отходы, утилизация которых осуществляется либо методами термического обезвреживания, либо химической нейтрализацией. Для этих видов отходов необходимо создание производств по утилизации.

В случае несанкционированного размещения отходов в соответствии с действующим законодательством применяются низкие штрафные санкции, которые не стимулируют выполнение природоохранных требований в обращении с отходами.

Город ориентирован на затратный метод работы с мусором (увеличение за счет бюджета количества контейнеров, техники). Эту нагрузку с бюджета можно снять, если передать на долгосрочной контрактной основе подряды на уборку и утилизацию ТБО. При 5 - 10-летнем подряде инвесторы готовы вкладывать в технику и в площадки сбора. Администрации надо лишь установить собственные долгосрочные правила работы и обеспечить оплату бюджетной (коммунальной) сферы согласно установленных тарифов и у бюджета города не будет проблем с мусором.

Для успешного решения проблем муниципальных отходов города необходимо создать конкурентную среду, в том числе следует предусмотреть участие малого и среднего бизнеса, представители которого, работая непосредственно с населением, могли бы взять на себя функции раздельного сбора. При этом в Казани необходимо по примеру практически всех столиц стран ЕС ввести тендерные условия при заключении контрактов на проведение работ по сбору, транспортировке, переработке и захоронению ТБО. Но цепочка должна быть замкнута таким образом, чтобы в городе была бы организована инфраструктура по переработке вторичных ресурсов, извлеченных из муниципальных отходов.

Рекомендациями по утилизации и переработке отходов являются:

- учет данных по ТБО (виды ТБО, объемы, прогрессии и т.п.);

- предусмотрение в Генплане мест размещения ТБО за пределами города, резервирование этих мест;

- разработка концепции по утилизации отходов и специальной городской программы;

- разработка программы по созданию снеговых свалок;

- недопущение введения снеговых свалок без проектов и специально оборудованных площадок, предотвращающих загрязнение окружающей среды;

- селективный отбор ТБО;

- завершение работ по Самосыровскому полигону для складирования ТБО;

- внедрение новых технологий по переработке ТБО в строительные материалы;

- категорический запрет сжигания бытовых свалок;

- строгое соблюдение нормативов при размещении мест временного хранения ТБО, приоритет рекреационно-оздоровительному назначению дворовых территорий;

- быстрый вывоз мусора во избежание скоплений бездомных животных и асоциальных элементов;

- решение вопросов утилизации биоотходов и др.

 Основные мероприятия подпрограммы направлены на:

- вывод объемов отходов, подлежащих захоронению, за пределы города за счет долевого участия в строительстве специализированных комплексов на других территориях, что позволит сократить объем захораниваемых отходов на прилегающих территориях до 10%;

- снижение "концентрации" отходов за счет делокализации мест размещения объектов захоронения отходов;

- развитие новых технологий в области утилизации отходов;

- реконструкцию действующих и создание новых производств по переработке отходов;

- создание системы селективного сбора отходов, подлежащих переработке (30% от общего количества отходов).

Выполнение планируемых мероприятий подпрограммы позволит довести уровень переработки отходов до 30 %, сократив нагрузку на природную среду, изъяв из отходов 91,2 тыс. тонн в год сырья.

Подпрограмма 4.
РАЗВИТИЕ ПРИРОДНО - ЭКОЛОГИЧЕСКОГО КАРКАСА ГОРОДА И СОХРАНЕНИЕ
БИОЛОГИЧЕСКОГО РАЗНООБРАЗИЯ

На заседаниях рабочих экспертных групп при подготовке программы были обсуждены основные и наиболее острые экологические проблемы г. Казани, рассмотрены пути решения проблем на ближайшее время и перспективу, даны рекомендации по приоритетным мероприятиям из предлагаемых от различных организаций мероприятий для включения в программу на 2004 - 2006 гг. и на будущие программы по оздоровлению окружающей среды.

Необходим обязательный учет основных направлений охраны окружающей среды в разрабатываемом в настоящее время Генеральном плане развития г. Казани, особенно в части концепции озеленения города, создания "экологического (зеленого) каркаса", сохранения водных объектов и соблюдения водоохранных зон, концепции утилизации отходов города. Генеральный план развития г. Казани должен иметь сильный экологический аспект, решение проблем застройки и оптимизации транспортных путей не за счет природных территорий, должен быть направлен на увеличение площадей зеленых зон - "Город для горожан, а не город для гаража".

Рекомендации в отношении охраны почв и ландшафтов:

- сохранение и развитие системы ОПТ в городе;

- введение в городе парков в категории экологических парков для сохранения ландшафтов и экологического воспитания населения;

- создание почвенной карты, ранжирование почв, выявление степени загрязненности;

- сохранение нетронутых почв (желательно не менее 20-30% от городской площади), резервирование этих территорий;

- упорядочить рекреационную нагрузку на лесопарк "Лебяжье" (категории ОПТ - городские леса), организовать вывоз мусора с частных секторов, ограничение въезда автомашин и др.

Рекомендации в отношении озеленения и охраны растительного мира:

- создать концепцию (генеральный план) озеленения г. Казани, учесть его в экологическом обосновании разрабатываемого Генплана г. Казани;

- провести учет (с созданием реестра зеленых насаждений) по районам и инвентаризацию зеленых насаждений на картографической основе, с электронными картами, с указанием статуса и балансодержателей;

- издать постановление об охране зеленых насаждений;

- соблюдать режим охраны существующих охраняемых природных территорий (опт);

- расширять систему охраняемых природных территорий в черте города за счет ценных в экологическом отношении участков с целью создания единого каркаса (заказника) опт;

- сохранить и зарезервировать естественные участки для создания "зеленого каркаса" города и увеличения площади зеленых насаждений;

- установить зеленую зону г. Казани с выделением лесопарковой части;

- создавать и озеленять санитарно-защитные зоны предприятий; озеленять территории лечебных учреждений и т.п.;

- привести в надлежащее состояние участки лесного фонда пригородного лесхоза, вошедшие в городскую черту (около 700 га);

- привести площади зеленых насаждений на территориях заводов и предприятий в соответствие со СНИП 2-07.01-89 (не менее 20%);

- корректировать документы по благоустройству с целью сохранения зеленых насаждений;

- решать вопросы отвода земель только после решения вопроса о целесообразности сохранения или сноса зеленых насаждений с выездом на место и визуальным осмотром зеленых насаждений;

- создавать экологические парки на ценных в экологическом отношении территориях с целью сохранения ландшафтов и экологического воспитания населения;

- сохранить и предусмотреть режим охраны бесхозных пригородных зеленых насаждений;

- осуществлять мониторинг зеленых насаждений.

Рекомендации по охране животного мира и соблюдению биоэтики в отношении бездомных животных:

- резервирование и сохранение естественных мест обитания в черте города как участков зеленых насаждений;

- согласно мировой теории green cоrridors для сохранения естественного животного мира и путей миграции в городе необходимо предусмотреть в экологическом обосновании Генплана г. Казани создание "зеленого каркаса" города и "зеленых коридоров" из переходящих друг в друга естественных участков (рощ, озер, карьеров, кладбищ и др.), соединенных искусственными насаждениями;

- предусмотреть при проектировании автодорог и сооружений сохранение путей и участков миграции животных (строительство туннелей, переходов для животных и т.п.);

- предусмотреть Генпланом г. Казани места захоронения - кладбища для домашних животных;

- усилить экологическое воспитание населения в отношении заботы о животном мире, пропагандировать зимнюю подкормку птиц и животных населением города;

- соблюдать график вывоза отходов с мест временного хранения (своевременный вывоз мусора и др.) во избежание скоплений бездомных животных и регулирования численности врановых птиц;

- в соответствии с законом об охране животного мира и международными правилами биоэтики соблюдать категорический запрет отлова бездомных животных с целью уничтожения и жестокого обращения;

- отлов бездомных животных должен производиться только с целью передачи животного либо в приемные пункты для стерилизации с последующим возвращением в места обитания, либо в приюты для животных для последующего содержания;

- создание в каждом районе согласно Правилам по содержанию домашних животных пунктов приема и передержки домашних животных;

- стерилизацию (кастрацию) самок производить в районных пунктах приема и передержки с регистрацией места взятия животного; после операции и необходимого периода выхаживания животного оно должно быть либо возвращено в место своего прежнего обитания (с установкой отметки - ошейника для исключения повторного отлова), либо в приют для животных;

- создать муниципальный приют-стационар (зоосервисный комплекс) для размещения животных, терпящих бедствие, конфискованных у владельцев по причине жестокого обращения и коммерческого использования, агрессивных и биологически избыточных животных;

- поддерживать предприятия и организации, содержащие зарегистрированные приюты для животных, путем создания благоприятного экономического климата (установление льгот на коммунальные услуги, снижение налогов, арендной платы и др.);

- поддержка и регистрация домашних мини-приютов при условии возможностей их содержания (льготные тарифы на коммунальные услуги и т.п.);

- воспитание чувства ответственности путем регистрации рождения и причин смерти домашних животных;

- ликвидировать пункты по приему бездомных животных за плату с целью использования шкур;

- создавать в каждом районе специализированные места для выгула домашних собак, используя пустыри и свободные участки, оборудованные для дрессировки;

- решать вопросы утилизации биологических отходов.

Наиболее приоритетными направлениями развития природного комплекса города в 2004 - 2008 годах являются:

- комплексный подход к восстановлению нарушенных территорий, предусматривающий реабилитацию зеленых насаждений с одновременным восстановлением водных объектов, оздоровлением почв, восстановлением биоразнообразия, развитием ООПТ, созданием четкой системы их управления и охраны;

- сохранение и увеличение в ближайшие 5 лет баланса вырубаемых и высаживаемых зеленых насаждений в пользу вторых с целью увеличения площади территорий природного комплекса до 30% от площади города;

- улучшение состава и структуры зеленых насаждений с целью повышения их устойчивости к негативному воздействию окружающей среды;

- профилактика ослабления и заболеваний зеленых насаждений, прежде всего древесных.

В результате реализации планируемых мероприятий подпрограммы будет проведена рекультивация оврагов, инвентаризация зеленых насаждений города, создан "зеленый пояс" города - будут озеленены территории города на площади 1500 га, улучшены и восстановлены места обитания и численность животных и растений, занесенных в Красную книгу РТ.

Подпрограмма 5.
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ, ОБРАЗОВАНИЕ И ПРОСВЕЩЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ

Экологическое информирование населения и его обучение являются основой устойчивого экономического развития, гармоничного с окружающей средой.

Программа экологического образования и воспитания на 2004 - 2008 годы является логическим продолжением более ранних программ в этой области. Она предполагает расширение и совершенствование методов и форм воспитания, обучения в области окружающей среды и на этой основе создание системы обеспечения деятельности, а следовательно, и условий для ее развития. Мероприятия программы 1999 - 2003 гг. выполнены не в полном объеме в основном из-за недостатка финансирования. Экология в учебные планы образовательных школ города как обязательный предмет для среднего и старшего звеньев не введена, т.к. это не предусмотрено в федеральном компоненте, а также из-за сокращения вариативной части базисного учебного плана в национально-региональном компоненте.

Не реализованы и запланированные мероприятия по подготовке и переподготовке кадров в области экологии. ЦТУ и экологическим факультетом КГУ, Академией наук РТ разрабатывается Программа по созданию Казанской городской сети непрерывного дополнительного профессионального экологического образования и экологической информации руководящих кадров и специалистов предприятий, организаций и их природоохранных служб.

Проведение массовых мероприятий, конференций, семинаров, конкурсов задерживалось из-за финансирования. На втором этапе необходимо предусмотреть более гибкую, отлаженную систему денежных средств.

СМИ недостаточно освещаются проблемы экологии в городе, а также пути и способы их решения в целях улучшения санитарно-экологического благополучия горожан. Большую роль в экологизации сознания населения играет экологическая телепрограмма "Альтернатива" и Региональная экологическая газета, но, к сожалению, издаваемая газета недоступна широкой общественности, необходимо расширить сеть экологизированных СМИ, содействовать изданию экологического приложения к еженедельному городскому печатному изданию.

Рекомендации по экологическому образованию и усилению экологического воспитания:

- обязательное создание (возвращение) экологических рубрик и разделов в городских газетах и журналах;

- поддержка деятельности общественных экологических движений;

- создание в вузах города учебных подразделений в области водной экологии, охраны и восстановления водных ресурсов, водоподготовки и др.;

- курсы повышения квалификации и второе высшее (заочное) экологическое образование для сотрудников муниципальных органов;

- усиление экологического образования на уровне профессионально-технического образования;

- поощрение экологического воспитания на дошкольном уровне;

- помощь в издании учебно-методической литературы;

- заказы на подготовку специалистов для муниципальных организаций и предприятий.

В связи с вышеизложенным основными приоритетными направлениями подпрограммы являются:

- создание городского центра экологического образования;

- вовлечение населения в общегородские экологические мероприятия;

- проведение общегородских экологических праздников;

- привлечение внимания населения к городским экологическим проблемам;

- воспитание бережного отношения к природному наследию города Казани;

- проведение акций и мероприятий, побуждающих к сохранению, созиданию и приумножению экологических ценностей;

- повышение квалификации специалистов в области экологического образования;

- проведение специальных экологических информационных кампаний;

- реализация концепции воспитания старшего поколения через воспитание младшего.

Мероприятия направлены на формирование и развитие "экологически правильного" мировоззрения и мышления руководителей, специалистов и жителей Казани для внедрения процесса "экологизации" в социальную и хозяйственную сферы жизни и деятельности казанцев.

В целом все мероприятия подпрограммы, включая и распространение в учебных заведениях города экологической литературы, распространение экологической информации и пропаганды в СМИ, направлены на формирование экологически ориентированного общественного мнения и "экологически воспитанных" людей.

Подпрограмма 6.
МОНИТОРИНГ И НОРМИРОВАНИЕ КАЧЕСТВА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

Для г. Казани важным является учет состояния всех компонентов окружающей среды и их взаимного влияния друг на друга. Единую систему мониторинга в г. Казани осуществляет Управление по гидрометеорологии и мониторингу РТ (в части оценки состояния атмосферного воздуха и поверхностных вод), но данная информация является труднодоступной и закрытой для большинства пользователей. Поэтому важное значение имеют все источники информации о состоянии окружающей среды и доступность информации по мониторинговым исследованиям. Единая система мониторинга в г. Казани должна быть ориентирована на решение конкретных оперативных задач города, иметь современную и развивающуюся измерительную сеть.

Поэтому основными направлениями подпрограммы 6 являются:

- инвентаризация и паспортизация природных объектов;

- решение вопросов охраны окружающей среды в концепции Генерального плана г.Казани; "экологизация" Генплана города;

- разработка схем размещения транспортных потоков;

- ведение электронных карт и ГИС-систем;

- концепция создания единого эколого-природного каркаса;

- оборудование постов контроля за состоянием окружающей среды;

- создание схем размещения постов сети мониторинга;

- разработка нормативной и правовой базы и другие аспекты;

- создание единого банка данных о состоянии ОС города и воздействии на нее и др.

отходов;

- реконструкцию действующих и создание новых производств по переработке отходов;

- создание системы селективного сбора отходов, подлежащих переработке (30% от общего количества отходов).

Выполнение планируемых мероприятий подпрограммы позволит довести уровень переработки отходов до 30 %, сократив нагрузку на природную среду, изъяв из отходов 91,2 тыс. тонн в год сырья.

Подпрограмма 4.
РАЗВИТИЕ ПРИРОДНО - ЭКОЛОГИЧЕСКОГО КАРКАСА ГОРОДА И СОХРАНЕНИЕ
БИОЛОГИЧЕСКОГО РАЗНООБРАЗИЯ

На заседаниях рабочих экспертных групп при подготовке программы были обсуждены основные и наиболее острые экологические проблемы г. Казани, рассмотрены пути решения проблем на ближайшее время и перспективу, даны рекомендации по приоритетным мероприятиям из предлагаемых от различных организаций мероприятий для включения в программу на 2004 - 2006 гг. и на будущие программы по оздоровлению окружающей среды.

Необходим обязательный учет основных направлений охраны окружающей среды в разрабатываемом в настоящее время Генеральном плане развития г. Казани, особенно в части концепции озеленения города, создания "экологического (зеленого) каркаса", сохранения водных объектов и соблюдения водоохранных зон, концепции утилизации отходов города. Генеральный план развития г. Казани должен иметь сильный экологический аспект, решение проблем застройки и оптимизации транспортных путей не за счет природных территорий, должен быть направлен на увеличение площадей зеленых зон - "Город для горожан, а не город для гаража".

Рекомендации в отношении охраны почв и ландшафтов:

- сохранение и развитие системы ОПТ в городе;

- введение в городе парков в категории экологических парков для сохранения ландшафтов и экологического воспитания населения;

- создание почвенной карты, ранжирование почв, выявление степени загрязненности;

- сохранение нетронутых почв (желательно не менее 20-30% от городской площади), резервирование этих территорий;

- упорядочить рекреационную нагрузку на лесопарк "Лебяжье" (категории ОПТ - городские леса), организовать вывоз мусора с частных секторов, ограничение въезда автомашин и др.

Рекомендации в отношении озеленения и охраны растительного мира:

- создать концепцию (генеральный план) озеленения г. Казани, учесть его в экологическом обосновании разрабатываемого Генплана г. Казани;

- провести учет (с созданием реестра зеленых насаждений) по районам и инвентаризацию зеленых насаждений на картографической основе, с электронными картами, с указанием статуса и балансодержателей;

- издать постановление об охране зеленых насаждений;

- соблюдать режим охраны существующих охраняемых природных территорий (опт);

- расширять систему охраняемых природных территорий в черте города за счет ценных в экологическом отношении участков с целью создания единого каркаса (заказника) опт;

- сохранить и зарезервировать естественные участки для создания "зеленого каркаса" города и увеличения площади зеленых насаждений;

- установить зеленую зону г. Казани с выделением лесопарковой части;

- создавать и озеленять санитарно-защитные зоны предприятий; озеленять территории лечебных учреждений и т.п.;

- привести в надлежащее состояние участки лесного фонда пригородного лесхоза, вошедшие в городскую черту (около 700 га);

- привести площади зеленых насаждений на территориях заводов и предприятий в соответствие со СНИП 2-07.01-89 (не менее 20%);

- корректировать документы по благоустройству с целью сохранения зеленых насаждений;

- решать вопросы отвода земель только после решения вопроса о целесообразности сохранения или сноса зеленых насаждений с выездом на место и визуальным осмотром зеленых насаждений;

- создавать экологические парки на ценных в экологическом отношении территориях с целью сохранения ландшафтов и экологического воспитания населения;

- сохранить и предусмотреть режим охраны бесхозных пригородных зеленых насаждений;

- осуществлять мониторинг зеленых насаждений.

Рекомендации по охране животного мира и соблюдению биоэ

news_right_column_240_400