А самые воспитанные и запуганные тысячерублевым штрафом водители ждут еще и тех пешеходов, которые только-только ступили на проезжую часть с противоположной стороны широченной улицы. Лично я всегда исходил из соображения, что главное - не помешать пешеходу, и проезжал, когда до него было вполне безопасное расстояние. Но вот однажды я поворачивал направо с Вишневского на Достоевского. С той стороны по зебре шли пешеходы, но еще не дошли до осевой. Улица шестиполосная, между нами было две полосы, и я проехал без остановки... еще метров 30 - до того, как мне приветливо замахал жезлом гаишник. «Не уступил пешеходам, - сказал инспектор. - Раз пешеход ступил на дорогу - значит, надо пропустить». Мои призывы хотя бы к здравому смыслу не доходили до него. «Не согласен», - была моя резолюция на протоколе.
Дома я перелопатил интернет на эту тему и даже нашел заметку в одной из газет двухлетней давности с разъяснением главы ГИБДД РТ Рифката Минниханова: «Если человек шагнул на проезжую часть, должны остановиться и пропустить, но если он начал переход с противоположной стороны проезжей части, то разделителем служит середина дороги». И все же как официально трактуется понятие «уступить дорогу пешеходам», которое фигурирует в пункте 13.1 Правил дорожного движения? Там, напомню, речь идет о ситуации, когда водитель поворачивает на другую улицу. Ответ я нашел в самом начале правил в п. 1.2, где разъясняются основные понятия, которые используются в этом документе. Так вот, значение «УСТУПИТЬ ДОРОГУ (НЕ СОЗДАВАТЬ ПОМЕХ)» там определяется так: «Участник движения не должен начинать, возобновлять или продолжать движение, ...если это может вынудить других участников движения, имеющих по отношению к нему преимущество, изменить направление движения или скорость». Раз пешеход (а он тоже участник движения) не изменил из-за меня скорость и направление движения - значит, я прав.
Инспектор же спутал мой случай с другим, что изложен в п. 14.1 ПДД. Он гласит, что водитель, приближаясь к НЕРЕГУЛИРУЕМОМУ пешеходному переходу, обязан снизить скорость или остановиться перед переходом, чтобы ПРОПУСТИТЬ (а не УСТУПИТЬ ДОРОГУ!) пешеходов, переходящих проезжую часть или ВСТУПИВШИХ на нее. Если буквально следовать правилам, ступил на той стороне широченной улицы пешеход на проезжую часть и остановился в задумчивости, не забыл ли он чего дома, - терпеливо ждите! И здесь есть над чем поработать законодателям. А в моем случае переход к тому же снабжен светофорами для пешеходов, т.е. он РЕГУЛИРУЕМЫЙ. Такая вот существенная разница.Я подал в Вахитовское отделение ГИБДД заявление, где изложил эти соображения и предложил прекратить дело. Для сотрудников отделения эта ситуация оказалась непростой, и ее рассмотрение откладывали дважды. Я заподозрил, что меня берут на измор (в первое посещение мне пришлось два часа выстоять в очереди) или хотят дело спустить на тормозах, дотянув до дня истечения срока давности. Но мне принципиально нужен был любой, но мотивированный исход дела - я собирался судиться. И в третий мой визит мне сообщили: дело прекращено за отсутствием состава нарушения. Но на копии протокола написали более лаконично: «Прекращено». Итак, из этого я делаю вывод, что в ГИБДД, хотя и без уверенности, согласились с моей трактовкой п. 13.1 ПДД. Но не все сотрудники ее придерживаются. А впереди - Универсиада. В город будут присланы сотни инспекторов из районов, где нет многополосных улиц. Надеюсь, все они получат четкий инструктаж, в том числе и по таким случаям. И хорошо бы простым автомобилистам дать внятное толкование по этому поводу. Поэтому прошу считать данную публикацию официальным запросом.
Дома я перелопатил интернет на эту тему и даже нашел заметку в одной из газет двухлетней давности с разъяснением главы ГИБДД РТ Рифката Минниханова: «Если человек шагнул на проезжую часть, должны остановиться и пропустить, но если он начал переход с противоположной стороны проезжей части, то разделителем служит середина дороги». И все же как официально трактуется понятие «уступить дорогу пешеходам», которое фигурирует в пункте 13.1 Правил дорожного движения? Там, напомню, речь идет о ситуации, когда водитель поворачивает на другую улицу. Ответ я нашел в самом начале правил в п. 1.2, где разъясняются основные понятия, которые используются в этом документе. Так вот, значение «УСТУПИТЬ ДОРОГУ (НЕ СОЗДАВАТЬ ПОМЕХ)» там определяется так: «Участник движения не должен начинать, возобновлять или продолжать движение, ...если это может вынудить других участников движения, имеющих по отношению к нему преимущество, изменить направление движения или скорость». Раз пешеход (а он тоже участник движения) не изменил из-за меня скорость и направление движения - значит, я прав.
Инспектор же спутал мой случай с другим, что изложен в п. 14.1 ПДД. Он гласит, что водитель, приближаясь к НЕРЕГУЛИРУЕМОМУ пешеходному переходу, обязан снизить скорость или остановиться перед переходом, чтобы ПРОПУСТИТЬ (а не УСТУПИТЬ ДОРОГУ!) пешеходов, переходящих проезжую часть или ВСТУПИВШИХ на нее. Если буквально следовать правилам, ступил на той стороне широченной улицы пешеход на проезжую часть и остановился в задумчивости, не забыл ли он чего дома, - терпеливо ждите! И здесь есть над чем поработать законодателям. А в моем случае переход к тому же снабжен светофорами для пешеходов, т.е. он РЕГУЛИРУЕМЫЙ. Такая вот существенная разница.Я подал в Вахитовское отделение ГИБДД заявление, где изложил эти соображения и предложил прекратить дело. Для сотрудников отделения эта ситуация оказалась непростой, и ее рассмотрение откладывали дважды. Я заподозрил, что меня берут на измор (в первое посещение мне пришлось два часа выстоять в очереди) или хотят дело спустить на тормозах, дотянув до дня истечения срока давности. Но мне принципиально нужен был любой, но мотивированный исход дела - я собирался судиться. И в третий мой визит мне сообщили: дело прекращено за отсутствием состава нарушения. Но на копии протокола написали более лаконично: «Прекращено». Итак, из этого я делаю вывод, что в ГИБДД, хотя и без уверенности, согласились с моей трактовкой п. 13.1 ПДД. Но не все сотрудники ее придерживаются. А впереди - Универсиада. В город будут присланы сотни инспекторов из районов, где нет многополосных улиц. Надеюсь, все они получат четкий инструктаж, в том числе и по таким случаям. И хорошо бы простым автомобилистам дать внятное толкование по этому поводу. Поэтому прошу считать данную публикацию официальным запросом.