- Батулла эфенди, вы ведь автор одной из пьес о Тукае...
- А всего их было семь. Пьес, где главным героем является Тукай. Много это или мало? Судить потомкам. Печально одно: к юбилею ни одна из них не поставлена. В оперном не идет балет «Шурале». Не снят ни один новый документальный фильм - а ведь наверняка стали известны еще какие-то исторические факты. За 7 лет Тукай оставил нам пять томов своих произведений, а о его жизни создано всего три романа.
- До юбилея осталось не так много времени, сейчас уже спектакль не поставить...
- Но ведь и 125-летие не за горами. Если бы мы могли поставить все семь пьес и провести Тукаевскую неделю в театрах - это было бы событие. Кто-то скажет, что они нафталином пахнут... Но выход может быть найден. Ведь не совсем же пустые эти пьесы - найти там рациональное зерно возможно, это по силам хорошему режиссеру. Осовременить, модернизировать...
- За несколько лет могут и новые пьесы появиться...
- Должны! Пьес всегда не хватает - одним Эсхилом не проживешь. Можно объявить открытый конкурс на создание новых пьес о Тукае. В нем смогут принять участие и старые произведения, и вновь созданные - это для скептиков, сомневающихся в многочисленности заявок. Даже если всего будет выставлено десять пьес - это уже большая победа.
- Да и приз уже готов - Тукаевская премия...
- Вы знаете, по моим подсчетам, покойный поэт «кормит» сейчас около тысячи человек. Защищают диссертации, пишут книги, статьи. Не только у нас - в Турции, Финляндии, Китае... В этом гений Тукая - интерес к нему не слабеет. Татарские дети в Финляндии знают наизусть одно или несколько его стихотворений. Мой латышский друг выучил татарский, чтобы читать Тукая в подлиннике. Разве это не удивительно? Нам не надо скромно подходить к великим нашим соплеменникам - они заслуживают большего.
Беседовала
Гульнур ХАФИЗОВА