- Римма Атласовна, все знают, что 5 мая - День печати по-старому - был днем выхода в свет газеты "Правда". Почему День татарстанской печати - 19 мая?
- Исторической основой праздника стала газета "Нур" - первая татарская газета, начавшая выходить в 1905 году. Так что и год у нас нынче особый - столетие печати на татарском языке. Сравните: российской прессе - более 300 лет, татарской - всего 100. Царское правительство не разрешало татарам иметь свои печатные издания, они стали появляться лишь после буржуазно-демократической революции 1905 года. Первый номер "Нура" увидел свет 5 сентября, а в мае было получено разрешение на издание газеты. Думаю, что это важно. Праздник журналистское сообщество с радостью признало своим. В этот день проходит много медиа-мероприятий, в том числе и церемония награждения победителей журналистского конкурса "Хрустальное перо".
- Вы стояли у истоков "Хрустального пера", как появился этот конкурс?
- Он тоже появился в 1998 году, вместе с праздником татарстанской прессы. Учредителями конкурса все годы были Союз журналистов и все министерства, которые ведомственно работали со СМИ, - печати, связи, сегодня - агентство "Татмедиа". Вклад "Татмедиа" в развитие конкурса я бы хотела отметить особо.
В первые годы было немало противников и самого конкурса, и его названия. Мы назвали его "Хрустальное перо", имея в виду, что хрусталь - материал, требующий к себе особо бережного отношения. Таким же хрупким является и само понятие свободы слова. В этом году в конкурсе приняли участие более ста претендентов, понятно, что лишь менее трети из них станут лауреатами. Уверена, что журналисту как творческой личности важны не столько призы, сколько признание своего цеха.
- Как вы оцениваете сегодняшнее медиа-пространство Татарстана?
- Считаю его конструктивным и творческим, хотя и проблем у нас немало. Наша республика является самым читающим регионом, мы вышли на первое место в России по количеству экземпляров печатных СМИ на тысячу жителей. Впечатляет и количество зарегистрированных в Татарстане СМИ - их число превысило 700. Но эта цифра заставляет и задуматься. Коллеги часто задают вопрос: а зачем нам так много средств массовой информации, ведь среди них есть серенькие, еле живые? Да, на все семьсот СМИ квалифицированных журналистов, конечно, не хватает, их не так много в республике. Но запретить создавать средства массовой информации было бы ошибочным и даже вредным. Ведь учреждать СМИ может любое физическое и юридическое лицо, так записано в законе о СМИ, и в этом гарантия свободы слова. Каждый, кому есть что сказать людям, может создать свою газету и продвигать свои идеи. Но как повысить качество этих СМИ и ответственность их издателей, редакций? Вот это задача из задач.
Хочу сказать еще об одной проблеме, которая волнует меня как председателя Союза журналистов и как человека, много лет проработавшего в журналистике. Наши редакционные коллективы умеют производить неплохие газеты, журналы, теле- и радиопрограммы. Но они почти не умеют продвигать свою продукцию на рынок. Надо смотреть на свою информационную продукцию как на товар, который может и должен продаваться. Менеджмент и маркетинг СМИ - науки, которым большинство журналистов не обучены, но эти специальности очень востребованы сегодня. Хотя вопрос превращения редакций в эффективно действующие предприятия очень непростой. Ведь эти медиа-менеджеры, на мой взгляд, не должны быть сторонними управляющими. Редакция - очень хрупкий, творческий организм, где все нововведения надо вводить с учетом того, как это отразится на творческом потенциале каждого журналиста и коллектива в целом.
Беседовал Владимир ДЫННИК.