Как мы знаем, несмотря на такой выбор, войти в касту советских автолюбителей было не так-то просто, поэтому счастье от приобретения новых «Жигулей» было сопоставимо с рождением в семье первенца.
Но романтике Советского Союза суждено было закончиться. В середине девяностых в свободной продаже появились первые иномарки и выяснилось, чтобы конкурировать с ними, одного ГОСТа, пожалуй, недостаточно. Потихоньку иностранные шильдики заполонили наши города.
Сегодня принято считать, что отечественный автопроизводитель проиграл иностранцам битву за потребителя, а за его продукцией закрепилось звание второсортных автомобилей. Но тем не менее на рынке остаются все те же автогиганты – наследники советского прошлого. «УАЗ» все так же славен своими неприхотливыми внедорожниками – «Патриот» и «Хантер». Нижегородский «ГАЗ» обосновался в нише малого коммерческого транспорта. «АВТОВАЗ», как и прежде, создает самые доступные легковые автомобили.
Кстати, именно вазовские автомобили «Калина» и «Приора» возглавляют топ самых продаваемых машин в России. То есть, продолжая ругать российских автопроизводителей, россияне все же отдают предпочтение отечественным автомобилям. Парадокс?
Здесь, наверное, следует искать более глубокие мотивы. Не секрет, что за последние два десятка лет российские автопроизводители наладили тесное сотрудничество с признанными иностранными автогигантами. Примечательно, что кроме технологий и лицензий, отечественные производители стремятся привнести в производство и более высокую культуру труда. Так же, как в футболе, используется прием приглашения иностранных специалистов для руководства «сборной автопрома». Например, дирекцию по качеству «АВТОВАЗа» сегодня возглавляет француз, ранее занимавший аналогичный пост в «Рено».
Подобные новости от отечественных автопроизводителей заставляют по-новому посмотреть на итоги продаж и переосмыслить сегодняшнюю ситуацию на российском автомобильном рынке. Наследники советского автопрома, пережив экономический кризис, приняли жесткие правила игры и учатся работать на новом уровне. Мы же оставляем за собой право сделать окончательный выбор между ценой и качеством.