Уснул за рулем. И не проснулся…

Причина каждого пятого лобового столкновения автомобилей – водитель уснул за рулем. Почему же это происходит?

В технике любую аппаратуру принято снабжать системой защиты. Если какое-то сопротивление перегревается, то автоматически отключается все устройство в целом. Механизм защиты существует и в психике человека, но он у него значительно сложнее. Например, у водителя перегрузке подвергаются:

- элементы зрительной системы - из-за долгого восприятия одних и тех же деталей дороги,

- слуховой - из-за воздействия на ухо монотонного гула мотора,

- вестибулярной - из-за укачивания на повторяющихся рельефах дорожного полотна и другие системы.

Плюс водитель вынужден долго находиться в одной и той же неудобной позе. Поэтому неудивительно, что он может впасть в состояние, которое специалисты называют дорожным гипнозом.

ПРАКТИКА. Современный автомобиль изготовлен из органики и до предела накачан искусственными жидкостями. Но если, к примеру, в кабину автомобиля проникнут пары стеклоомывающей жидкости, то у надышавшегося ими водителя произойдет помутнение сознания. К факторам, вызывающим сонливость, можно отнести сенсорный голод - недостаток сигналов, поступающих из внешней среды. А также срабатывание биоритмов. Как известно, есть «жаворонки», а есть «совы». И как только наступает их сонный час Х, человека начинает самопроизвольно клонить ко сну.

СОВЕТЫ УЧЕНОГО. Водителям, которым приходится отправляться в дальний рейс, следует:

1. За день-два до поездки хорошенько отдохнуть: отоспаться, откормиться или же пополнить организм другими видами энергии. Например, как в эти погожие августовские дни, солнечной.

2. Неплохо поупражнять и свой интеллект. Натренированное мышление и накопленная разнообразная энергия долго не дадут вам заснуть. Но непосредственно перед рейсом (за час-два) следует особенно не наедаться и не жариться на солнце - это может привести к обратному эффекту.

3. Во время рейса нужно постоянно проветривать кабину, поддерживая в ней оптимальную температуру - не очень высокую и не очень низкую. Другие значения температуры могут вызвать сонливость.

4. Клонить ко сну может и при длительном голодании. Значит, нужно не забывать о еде.

ОТВЛЕКАЮЩИЕ ХИТРОСТИ. Многие водители во время поездки включают музыку. Вначале это помогает преодолеть сенсорный голод. Но в дальнейшем психика к ней привыкает. Поэтому надо подобрать такую музыку, которая бы бодрила, а не усыпляла. Но, к сожалению, современные музыкальные произведения не всегда отвечают этим требованиям. Они очень примитивны, поскольку состоят из двух-трех нот и такого же количества слов, которые повторяются десятки раз. Такие произведения больше оказывают так называемое звуконаркотическое воздействие - вначале возбуждают, а потом расслабляют и усыпляют.

КАК НЕ ЗАСНУТЬ ЗА РУЛЕМ

1. Для снятия напряжения с отдельных мышц полезно во время рейса постоянно менять позы. Например, спина прямая, спина согнутая. Колени сомкнуты, колени врозь. Плюс можно немного покрутить шеей.

2. Не стоит долго концентрировать внимание на однообразных линиях дорожного полотна, не столь важных и значительных для обеспечения безопасности движения.

3. Если вас вдруг потянуло ко сну и вы стали клевать носом, то лучше остановиться на обочине, опустить голову на руль и, как Штирлиц, провалиться в сон на 15 - 20 минут. Такой отдых очень взбодрит.

4. После пробуждения неплохо лечь на спину и подумать о чем-то хорошем. В этом положении кровь прильет к голове, снабдит мозг питательными веществами, кислородом и «встряхнет» его.

5. Затем следует выйти из кабины, размяться, умыться или, если есть возможность, облиться холодной водой. И снова в путь!

6. Подобные расслабляющие остановки нужно делать через каждые четыре часа.

КСТАТИ

По опросам дальнобойщиков, дорожный гипноз овладевает людьми этой профессии с 13.00 до 15.00 и с 3.00 до 6.00 утра. Поэтому многие из них берут с собой в дальний рейс пассажиров, которых предупреждают о том, что могут заснуть за рулем, и просят быть начеку.

КВ
Лента новостей