Танцевальный «спецназ» Рифата Абульханова

Бывшие сослуживицы с восторгом поведали о своем руководителе - учителе танцев, который преподает в университете третьего возраста. «Второй год к нему ходим и очень рады этому. Здоровье поправили, активно общаемся», - сказали они.

news_top_970_100

Шаг вперед и два назад

Когда узнала фамилию руководителя танцевальной студии, я оторопела - ведущий солист балета театра им. Мусы Джалиля, народный артист РТ! Можно сказать, наш татарский Васильев или Марис Лиепа. Прочитав о Рифате Абульханове в Татарской энциклопедии, поспешила к нему на занятия.

К назначенному часу оказалась перед афишей студии, обещавшей «научить танцевать всех, даже самых неподдающихся обучению». А вот и сам руководитель - высокий, статный. Проходит в зал, где сверкает плиткой пол, много света и воздуха, а за окном шумит городская магистраль. За ним спешат пришедшие учиться танцевать. Все приветливо общаются друг с другом, кто-то в брюках, кто-то в платьях, у кого-то туфли на каблуках, у кого-то на гладкой подошве, кто-то высок, а кто-то по пояс своему учителю. В основном, конечно, женщины. На группу из десяти человек один мужчина. Плюс сам бывший танцовщик нашего оперного театра, а ныне танцмейстер.
- Так меня правильно сейчас называть, - уточняет Рифат Назимович.

В прошлом он - Батыр в балете Яруллина «Шурале», Меркуцио в балете Прокофьева «Ромео и Джульетта», принц Зигфрид в балете Чайковского «Лебединое озеро», а теперь играющий тренер. На занятиях сам все время танцует, меняя партнерш и идя по кругу, где вальсы сменяются то полькой, то кадрилью. Но сначала общий поклон и реверанс.

Звучит музыка, пары делают шаг в сторону и, взявшись за руки, расходятся, чтобы снова сойтись, сделать полуоборот, припасть на ногу, шаркнуть другой, пройти под поднятой рукой партнерши и сделать еще несколько оборотов. После пары таких туров танцующие меняются. Получается как в калейдоскопе - все танцуют со всеми, и, конечно, со всеми потанцует Рифат - так ученики его называют.

- Мы все в него влюблены! - признаются пенсионерки. - Как у него хватает на нас терпения? Это сейчас мы двигаемся слаженно, а первое время путали ноги, не сразу соображали, в какую сторону поворачивать. 
- Обидно было получать замечания в таком возрасте, - добавляет одна из учениц. - Но он молодец, возится с нами, как с малыми детьми.

Между танцами пытаюсь задать танцмейстеру вопросы, но Рифат все время в движении.
- Сейчас полька! - объявляет он и включает задорную музыку.

Пары движутся по залу быстрее, притопывая и кружась. Как они запомнили столько движений? Хожу возле танцующего круга, щелкаю фотоаппаратом и незаметно для себя покачиваюсь в такт музыке.
- Сейчас сиртаки будем танцевать, вставайте с нами, - приглашают меня, и я присоединяюсь.
Взявшись за руки, под плавное начало греческого танца, с подсказкой Рифата «Левая нога вперед, левая нога назад, теперь правой описать полукруг, притопнуть два раза - и снова с левой ноги...», хоровод сделал круг. Почему-то сразу забываешь, где правая, а где левая нога... Но я догадалась наблюдать за соседом по хороводу. Этот 80-летний танцор ничего не путает, а я с грехом пополам повторяю за ним движения. Но из круга не выпала, получив одобрительную поддержку Рифата.

Полтора часа занятий пролетели незаметно. Общий поклон, и первая группа танцующих пенсионерок расходится, на подходе следующая. Здесь народа в два раза больше, но по-прежнему нехватка мужчин - двое на 18 женщин. В этой группе есть и 80-летние бабушки, но больше тех, кому от 65 до 75.
- У вас голова не кружится? - спрашиваю у 80-летней Фирузы Бариевны.
- Нет, - отвечает она, улыбаясь.

Снова общий поклон, вальсы: падеграс, венский, московская кадриль. Во время коротких перерывов Рифат рассказывает, что пришедшие на его первое занятие люди были хмурыми и не доверяли обещанию научить танцевать всех. Но уже после полугода занятий улыбки не сходят с лиц его пожилых учеников, люди раскрепощаются в танце.

- Это так приятно, что они общаются! - восхищается учитель.

А пенсионерки вспоминают, какие у них бывают прекрасные балы. Но лучше всего танцевать на набережной Казанки.
- Там такая красота, как в Европе! - говорит одна женщина. - У нас есть зрители, которые кричат «Браво!» и аплодируют. Кстати, завтра вечером снова танцы на набережной.

Танцевальный «спецназ»

На следующий день иду на набережную. Но погода!.. Холодно и ветрено. Не замерзнут ли, не испугаются ли возрастные танцоры? Не испугались! Пришло ровно 30 человек.

- Это наш танцевальный «спецназ», - шутит Рифат. - Ничего не боятся!
Пришедшие в куртках танцоры лихо оттанцевали час, который мне показался в два раза длиннее. Редкие прогуливающиеся по набережной прохожие удивленно останавливались. Кто-то пытался после приглашения встать в круг. Мужчин на этот раз больше - кто-то из танцорок привел мужа, кого-то сын встретил. Вот дедушка с внучкой, шестилетней Любой, которая не хочет идти в тепло, а стоит и смотрит, как ее дедушка танцует.

Быстро стемнело, на набережной зажглись огни, затанцевали цветными струями фонтаны - действительно, очень красиво. И совсем не холодно, если двигаться в такт музыке. «Все на сегодня!» - счастливые, улыбающиеся танцоры, подхватив сумки, быстро покидают свой танцевальный пятачок, унося с собой хорошее настроение и бодрость.

Счастливый билет

Рифат по возрасту теперь настоящий пенсионер, а как артист балета на заслуженном отдыхе давно. Как он попал в балет?
- Мы жили в рабочем заводском районе. У родителей нас было трое. Я целые дни проводил с мальчишками нашего двора в ребячьих играх. Кто-то однажды бросил в нашу сторону: «Чем беготней заниматься, съездили бы в центр, там в театре мальчишек набирают». Мы поехали и узнали, что в театре идет набор в Московское хореографическое училище. Я прошел три отборочных тура, был принят и уехал в Москву. С 10 лет жил там в школе-интернате на гособеспечении. Через 8 лет вернулся в Казань и поступил в труппу театра оперы и балета.

Мне повезло: сразу ведущие роли, гастроли, аплодисменты, признание. В 1990 году присвоено звание народного артиста РТ. В театре я был комсомольским активистом. Мы организовывали встречи с творческой молодежью разных казанских вузов и театров. Это были чаепития, которые потом заканчивались танцами народов мира.

Туфли с автографом Нуриева

В 1992 году Казань разрешили посетить Рудольфу Нуриеву - это ведь родина его мамы. Рифат к этому времени был ведущим солистом оперного театра. На его сцене Нуриеву выступить не разрешили, он был приглашен в качестве дирижера. На память об этой встрече на балетных туфлях Рифата остался автограф великого танцовщика.

В прошлом году Рифат перед своим юбилеем попросил у театра разрешение выйти на сцену в роли Брамина в «Баядерке».
- Хотел, чтобы мои дети увидели меня на сцене. Моему старшему сыну-студенту 22 года, дочке 5 лет. Мне пошли навстречу. Теперь хочу выйти на сцену к 100-летию комсомола.

Рыцарю танца требуется помощь

Если с народными хорами дела в Казани обстоят неплохо - их для пенсионеров много, то с танцами, к сожалению, далеко не так. Городу нужен тот, кто считает, что вальс - это прививка от пошлости и развязности, от невнимания к тому, кто рядом, а также от гиподинамии и сопутствующих ей болезней. Нужен рыцарь вальса, на роль которого очень подходит Рифат Абульханов.
- Я считаю это своей миссией, - серьезно говорит он.

В творческих планах учителя открыть школы-студии танцев... по всей России. Он даже написал обращение к президенту страны с просьбой поддержать проект. Теперь дело за местными властями. А пока Рифату каждый раз приходится самому договариваться насчет зала для занятий. Кто-то идет навстречу, а кто-то нет.

- Танцплощадками должно быть охвачено и молодое поколение, - считает он. - Парни ведь не умеют ни к девушкам подойти, ни почувствовать себя мужчинами, ведущими дам в танце. Не зря до революции во всех закрытых военных училищах танцы были обязательным предметом.

Но, несмотря на проблемы, прогресс в деле охвата горожан танцами есть. Если полтора года назад студия насчитывала 15 человек, то теперь это сотни. Несколько самых старательных учениц Рифата уже могут преподавать сами. А его проект «Содружество любителей социально-бального и классического танца» включен в программу университета третьего возраста при активном содействии председателя правления Татарстанского отделения общероссийской общественной организации «Союз пенсионеров России» Любови Мишиной.

Этой осенью Рифат и несколько его студийцев задумали совершить круиз по Средиземному морю. «Мы обязательно будем танцевать на палубе лайнера. Пусть иностранцы видят, как открыты и дружелюбны россияне», - мечтают седовласые танцоры.

Хочется верить, что у танцмейстера и его учеников все получится. Если любишь свое дело и отдаешь себя людям, будет так, как задумано. И Казань станет не только спортивной, но и танцевальной столицей.

news_right_column_240_400