В глубь истории по Шелковому пути и Серебряному

news_top_970_100

В Туркменистане, в городе Туркменабаде, состоялась международная научная конференция «Древняя крепость Амуль, хранящая тайны прошлого». Конференция приурочена к включению памятников Амуля в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО в рамках международного проекта «Великий шелковый путь: Зарафшан-Каракумский коридор». Это уже 7-й памятник Туркменистана, включенный в Список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО.
В работе форума, организованного Академией наук Туркменистана, Национальной комиссией Туркменистана по делам ЮНЕСКО и хакимликом Лебапского велаята, под эгидой и при поддержке Президента Туркменистана и ЮНЕСКО, принял участие ученый-археолог, востоковед, начальник комитета по работе с краеведами исполкома Всемирного конгресса татар, профессор Альберт Бурханов. Буквально за несколько дней до форума вышел в свет фундаментальный научный труд А.А.Бурханова «Область Амуля на торгово-караванных путях «Великого шелкового пути». Очерки древней и средневековой истории Восточного Туркменистана», изданный в серии «Восток - Запад: диалог культур и цивилизаций Евразии» (Казань, 2024). Презентация книги прошла 26 апреля в ходе международного форума в хакимлике г. Туркменабада, здесь же была организована выставка публикаций Альберта Бурханова. Книга получила высокую оценку руководства Туркменистана, научной и педагогической общественности Лебапского велаята и страны. Автором опубликовано более 230 научных работ по истории и археологии бассейна Амударьи и Туркменистана.

Впервые Альберт Бурханов оказался на раскопках в Туркменистане 50 лет назад, будучи студентом, в 1974 году. С 1978 года работал в Национальном центре археологических исследований Института истории им. Ш.Батырова АН Туркменистана, откуда ушел в армию. Служил сначала на Дальнем Востоке, потом в Афганистане. Когда вернулся со службы, был приглашен на должность заведующего отделом археологии, потом заместителя директора по науке государственного историко-археологического музея-заповедника «Ниса». В 1991 году в Москве, при кафедре археологии МГУ им. М.В.Ломоносова, защитил диссертацию по Восточному Туркменистану.

- С Туркменистаном у меня связано очень многое. Пересек всю его территорию практически вдоль и поперек - пешком, на верблюде, ишаке, на вертолете... По результатам археологических экспедиций издавались монографии, проводились международные научно-практические конференции. В 1994-м переехал в Татарстан. С 2004 по 2014 год в Туркменистан ездил регулярно, дважды в год. И вот после 2014-го побывал там только через 10 лет, - рассказал Альберт Бурханов. - В этот раз я был приглашен в страну как специалист по Амулю и Восточному Туркменистану по инициативе Ответственного секретаря Национальной комиссии Туркменистана по делам ЮНЕСКО, Героя Туркменистана Чинар Таджиевны Рустемовой и руководства Института истории и археологии АН Туркменистана.

- А какая экспедиция оказалась для вас самой запоминающейся? 
- Это был комплексный проект ЮНЕСКО «Великий шелковый путь - путь диалога». Он стартовал в 1989 году и завершился в 1993-м. В рамках этого проекта большая группа ученых из 52 стран провела две международные экспедиции по торгово-караванным путям древности и Средневековья. 

Одновременно с первой экспедицией ЮНЕСКО состоялась всесоюзная гуманитарная комплексная историко-этнографическая экспедиция «Сафир-89». Ученые совершили путешествие по значительной части пути от Багдада через Среднюю Азию в Среднее Поволжье арабского путешественника Ахмеда ибн Фадлана - из Болгара до туркменского портового города Красноводска (ныне Туркменбаши) и оттуда через Среднюю Азию и Казахстан вернулись в Казань. 

Экспедиция была названа «Сафир» не случайно. В переводе с арабского языка это слово означает «посол, путешественник, посредник». В центре внимания участников «Сафира» была история мировых коммуникаций, движения людей и товаров по торгово-караванным трассам в древности и Средневековье. Это был «караван мира», у которого была важная дипломатическая миссия и задачи религиозно-культурного и политического характера.

- Почему среднеазиатско-волжский путь называют Серебряным путем?
- В те времена торговые связи Средней Азии и Восточной Европы развивались очень активно. Из Волжской Булгарии через Хорезм вывозили меха, кожу, кору для дубления, скот, мед, орехи и многое другое. Из Средней Азии в Восточную Европу везли рис, перец, изюм и сухофрукты, ткани, но более всего серебряные дирхемы - саманидские исмаили, которые играли ведущую роль в торговом обороте, поэтому маршрут назвали Серебряным путем. 
Было немало других интересных экспедиций. Например, в 2012 году состоялись международная комплексная экспедиция ЮНЕСКО и АН Туркменистана по объектам бассейна реки Амударьи и Юго-Восточного Туркменистана и международная конференция, посвященная изучению природных и историко-культурных богатств Койтендагского оазиса. Мы детально изучили пещеры и другие объекты природы региона, а мною лично было выявлено и изучено более 20 археологических памятников на древних и средневековых торговых путях бассейна Амударьи между Ираном, Афганистаном, Китаем, Индией с Хорезмом, странами Средиземноморья, Восточной Европы, территорий Поволжья, Урала и Сибири.

Я проводил на Средней Амударье серию раскопок и экспедиций с 1983 по 1994 год, выявил свыше 180 памятников древнего и средневекового времени, раскопки были проведены в 12 городищах и храмах прошлого.

Раскопки в городище Амуль, 1991 год

Мы также организовали серию научных историко-археологических поездок по древним и средневековым объектам Амударьи и Сырдарьи, а позже по бассейну Волги и Камы. Результаты этих экспедиций были опубликованы в серии статей, сборников и книг, изданных в Казани, Москве, Омске и других научных центрах России, Турции, Туркменистана, Венгрии, Румынии и т. д.

- Как исторически складывались отношения между татарами и туркменами?
- У татар и туркмен общие исторические корни. Еще с раннего Средневековья, периодов Волжской Булгарии, Золотой Орды и Казанского ханства наши предки имели широкие контакты с городами Средней Азии и мусульманского Востока в области экономики, культуры, науки и гуманитарной сфере. В истории Российской империи татары всегда были посредниками в торговле, культурном обмене со странами Азии. Они строили медресе и мечети, открывали дипломатические миссии, театры. Россия объединила территории Средней Азии, и это сыграло свою положительную роль: народы, проживающие там, перестали между собой воевать. И сегодня продолжается сотрудничество в сфере промышленности, образования, науки, культуры. У Татарстана с Туркменистаном особые отношения в области экономики и гуманитарной сфере.

Фото архива Альберта БУРХАНОВА

news_right_column_240_400