Мокьюментари из Арска с любовью: в Татарстане снимают фильм о казанском шве и кожаной мозаике

Технология соединения вручную узорно выкроенных деталей кожи не используется у других народов, а только у татар, поэтому это явление уникально и достойно фильма, уверены его создатели.

news_top_970_100

Лейла, дизайнер в московской компании, в поисках вдохновения приезжает к бабушке в Арск. И там встречает мастера по кожаной мозаике Герея. Героев ждут любовь, испытания и снова любовь – в том числе и к редкому ныне ремеслу. Таким будет сюжетная линия нового фильма о казанском ичижном шве, который планируют снять в Татарстане.

Еще одними героями – части уже документальной, станут жители Арска – бывшие сотрудники уникального предприятия, которое здесь когда-то действовало. В частности, его мастера Анас абый и Суфия апа, которые долгое время проработали в Арском производственном объединении «Национальная обувь».

Презентация проекта состоялось на криптополигоне ИТ-парка им. Башира Рамеева.

Их интервью создатели фильма уже записали. Таких живых бесед с людьми о деле их жизни наснимали уже больше десяти. Еще одно интервью запишут в Торжке – там живет татарский мастер, использующий эту технологию. 

«Фильм объединит в себе документальный и художественный жанры, это фильм-мокьюментари. Сейчас идет этап продакшена, – рассказал режиссер проекта Бай Хайруллин. – Сейчас идет кастинг актеров на художественную линию. И владение татарским и русским – это, конечно, обязательное условие для них. Планируем снимать на татарском и русском, а для фестивалей перевести фильм на английский». 

«Моя жизнь сейчас плотно связана с татарской культурой и ремеслами. Хотелось бы поучаствовать в их сохранении и развитии» – говорит продюсер фильма Мира Рахмат.

Продюсером фильма выступила Мира Рахмат – основатель школы татарских ремесел qul eşe, где всех желающих обучают вышивать, создавать кожаную мозаику и ткать. Рахмат рассказывает, что, так как сегодня ее жизнь тесна связана, скаламбурим, казанским швом с татарским рукоделием, она очень заинтересовалась историей Арского предприятия. Технология соединения вручную узорно выкроенных деталей кожи не используется у других народов, а только у татар, поэтому это явление уникально. Рахмат говорит, что хотела бы оставить память о его мастерах хотя бы в виде фильма. 

Обувь из кожаной мозаики, выполненной казанским швом

«Технология казанского шва в республике определена как объект нематериального культурного наследия, она внесена в этот федеральный список. Хотя я и не связана с Казанью с рождения – я из Башкирии, моя жизнь сейчас плотно связана с татарской культурой и ремеслами. Хотелось бы поучаствовать в их сохранении и развитии», – рассказывает она. 

На презентации проекта одна из мастериц школы qul eşe как раз и показала технику ремесла – прямо при зрителях сшивая кусочки кожаной мозаики.

Эта технология сшивания кусочков кожи присуща только татарам. 

А еще, подпустив туману интриги, создатели проекта представили мужскую пару сапог с мозаикой, созданную для танцев. Показывали ее в антураже, присущем представлению каждого произведения искусства – на постаменте в специальном свете и сдергивая с нее черное полотно. Хайруллин говорит, что в фильме обязательно танцы будут.   

Пара сапог для танцев с мозаикой

Инициаторы проекта выиграли грант «Татнефти», который планируют потратить как раз на съемки ленты. Работа над проектом ведется при поддержке Дирекции «Время кино». В задумках режиссера пригласить для небольшой роли и звезду федерального масштаба – Хайруллин не стал раскрывать имя актера, говоря, что «звезда» получила приглашение и «пока думает». 

Готовый фильм об уникальном татарском наследии представят в конце года. Публика узнает о премьере заранее – кинематографисты уже готовят рекламные тизеры, где есть та самая обувь с казанским швом, татарские танцы и немного работы нейросетей.  

news_right_column_240_400