Лейла, дизайнер в московской компании, в поисках вдохновения приезжает к бабушке в Арск. И там встречает мастера по кожаной мозаике Герея. Героев ждут любовь, испытания и снова любовь – в том числе и к редкому ныне ремеслу. Таким будет сюжетная линия нового фильма о казанском ичижном шве, который планируют снять в Татарстане.
Еще одними героями – части уже документальной, станут жители Арска – бывшие сотрудники уникального предприятия, которое здесь когда-то действовало. В частности, его мастера Анас абый и Суфия апа, которые долгое время проработали в Арском производственном объединении «Национальная обувь».
Их интервью создатели фильма уже записали. Таких живых бесед с людьми о деле их жизни наснимали уже больше десяти. Еще одно интервью запишут в Торжке – там живет татарский мастер, использующий эту технологию.
«Фильм объединит в себе документальный и художественный жанры, это фильм-мокьюментари. Сейчас идет этап продакшена, – рассказал режиссер проекта Бай Хайруллин. – Сейчас идет кастинг актеров на художественную линию. И владение татарским и русским – это, конечно, обязательное условие для них. Планируем снимать на татарском и русском, а для фестивалей перевести фильм на английский».
Продюсером фильма выступила Мира Рахмат – основатель школы татарских ремесел qul eşe, где всех желающих обучают вышивать, создавать кожаную мозаику и ткать. Рахмат рассказывает, что, так как сегодня ее жизнь тесна связана, скаламбурим, казанским швом с татарским рукоделием, она очень заинтересовалась историей Арского предприятия. Технология соединения вручную узорно выкроенных деталей кожи не используется у других народов, а только у татар, поэтому это явление уникально. Рахмат говорит, что хотела бы оставить память о его мастерах хотя бы в виде фильма.
«Технология казанского шва в республике определена как объект нематериального культурного наследия, она внесена в этот федеральный список. Хотя я и не связана с Казанью с рождения – я из Башкирии, моя жизнь сейчас плотно связана с татарской культурой и ремеслами. Хотелось бы поучаствовать в их сохранении и развитии», – рассказывает она.
На презентации проекта одна из мастериц школы qul eşe как раз и показала технику ремесла – прямо при зрителях сшивая кусочки кожаной мозаики.
А еще, подпустив туману интриги, создатели проекта представили мужскую пару сапог с мозаикой, созданную для танцев. Показывали ее в антураже, присущем представлению каждого произведения искусства – на постаменте в специальном свете и сдергивая с нее черное полотно. Хайруллин говорит, что в фильме обязательно танцы будут.
Инициаторы проекта выиграли грант «Татнефти», который планируют потратить как раз на съемки ленты. Работа над проектом ведется при поддержке Дирекции «Время кино». В задумках режиссера пригласить для небольшой роли и звезду федерального масштаба – Хайруллин не стал раскрывать имя актера, говоря, что «звезда» получила приглашение и «пока думает».
Готовый фильм об уникальном татарском наследии представят в конце года. Публика узнает о премьере заранее – кинематографисты уже готовят рекламные тизеры, где есть та самая обувь с казанским швом, татарские танцы и немного работы нейросетей.