Заключение постоянной комиссии по вопросам законности, правопорядка и местному самоуправлению по результатам публичных слушаний проекта Устава муниципального образования города Казани
news_header_top_970_100

Заключение постоянной комиссии по вопросам законности, правопорядка и местному самоуправлению по результатам публичных слушаний проекта Устава муниципального образования города Казани

Заключение постоянной комиссии по вопросам законности, правопорядка и местному самоуправлению по результатам публичных слушаний проекта Устава муниципального образования города Казани

В соответствии со статьей 28 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Порядком проведения публичных слушаний проекта Устава муниципального образования города Казани, утвержденного решением представительного органа от 10 ноября 2005 года, 30 ноября и 7 декабря 2005 года проведены публичные слушания проекта Устава муниципального образования.

В публичных слушаниях приняли участие более 1000 жителей города. Кроме того, в избирательных округах депутатов приняли участие в обсуждении Устава более 1800 горожан.

На публичных слушаниях в качестве экспертов выступили:

Курманов Мидхат Масгутович - министр юстиции Республики Татарстан;

Алексашкин Евгений Карпович - доцент кафедры конституционного и международного права Казанского государственного университета;

Кудаков Олег Робертович - старший научных сотрудник Института педагогики и психологии Российской академии профессионального образования;

Султанов Евгений Батырович - доцент кафедры конституционного и международного права Казанского государственного университета;

Мухаметзянова Гузель Валеевна - ректор Казанского социально-юридического института;

Тузиков Андрей Римович - декан факультета управления, экономики и права Казанского государственного технологического университета.

На публичных слушаниях согласно поданным заявкам выступило 40 человек. Высказанные в ходе выступлений и поданные письменно предложения к проекту Устава носили следующий характер:

1. по общим положениям Устава - 63 предложения,

в том числе по предметам ведения города - 23 предложения;

2. по вопросам участия граждан в осуществлении местного самоуправления - 58 предложений;

3. по структуре и полномочиям органов местного самоуправления - 135 предложений;

в том числе городской Думы - 29 предложений;

главы муниципального образования - 22 предложения;

администрации города - 66 предложений;

4. по вопросам ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления - 5 предложений;

5. по главе «Муниципальная служба» - 15 предложений;

6. по вопросам принятия муниципальных правовых актов;

7. по экономической основе города - 8 предложений;

8. по бюджетным и финансовым вопросам - 5 предложений.

В ходе обсуждения внесено:

179 поправок в конкретные статьи проекта;

61 замечание по структуре и содержанию Устава и его отдельных положений;

38 рекомендаций о дополнении, изменении как отдельных норм, так и Устава в целом, без указания текста вносимых поправок;

9 предложений о включении в Устав дополнительных норм без конкретизации их содержания и расположения в проекте Устава;

8 предложений по реализации Устава;

18 из них выражают лишь гражданскую позицию выступившего лица.

В качестве основных тезисов, прозвучавших в выступлениях участников, можно признать следующие:

1. Проект Устава в целом соответствует требованиям Конституции Российской Федерации, Конституции Республики Татарстан, федерального законодательства и законодательства Республики Татарстан.

2. Проект Устава содержит необходимые требования, установленные Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Законом Республики Татарстан «О местном самоуправлении в Республике Татарстан», другими актами законодательства.

3. Вынесенный на обсуждение проект отражает основные сферы жизни города, но значительный объем текста и излишняя детализация отдельных статей затрудняют его восприятие. В связи с этим высказаны предложения о сокращении некоторых статей, дублирующих нормы законодательства, а также предложено перевести регулирование отношений, связанных с участием жителей в осуществлении местного самоуправления, на уровень Положений, принимаемых представительным органом.

4. Порядок избрания Главы муниципального образования представительным органом из своего состава, установленный законодательством на первый срок полномочий, не является оптимальным для жителей города. Более целесообразным представляется избрание Главы города на всеобщих выборах.

5. Статус и полномочия Главы города сводятся лишь к представительным функциям, необходимо наделить его более реальными полномочиями и весомым статусом.

6. Местное самоуправление, осуществляющееся на уровне города, не способствует приближению власти к народу. В связи с этим необходимо создать систему территориальных органов на уровне районов, микрорайонов, поселков, передав им часть полномочий городской администрации.

7. Нормы, касающиеся участия граждан в осуществлении местного самоуправления, особенно в части формирования органов территориального общественного самоуправления, общественных советов, необходимо доработать и детализировать в специальных нормативных актах, которые также следует обсудить с населением.

8. Перечень предметов ведения города не является достаточным для обеспечения его жизнедеятельности, а также удовлетворения его социальных, культурных, духовных потребностей. Об этом свидетельствует и тот факт, что наибольшее количество поправок внесены в статьи, определяющие вопросы местного значения и полномочия органов местного самоуправления по решению этих вопросов.

С учетом высказанных позиций проект Устава был переработан как по структуре, так и по содержанию. При этом в проект Устава полностью или частично были включены 52 поправки, поступившие в процессе обсуждения на публичных слушаниях.

К сожалению, большая часть поправок не может быть включена в Устав по объективным основаниям. Так, невозможность изменения статьи 8 проекта, определяющей предметы ведения города, иначе как путем внесения изменений в федеральный закон, явилась основанием для отклонения 23 предложений. Это касается и некоторых положений Устава, касающихся избирательных прав граждан, вопросов формирования органов местного самоуправления.

Некоторые предложения не могут быть включены в Устав в связи с отсутствием у органов местного самоуправления соответствующих полномочий. По этой причине не нашли отражения в Уставе предложения о молодежной политике, обеспечению занятости, некоторые вопросы экологии, которые законом не отнесены к ведению местного самоуправления. Включение этих вопросов в Устав будет возможно только в случае внесения соответствующих изменений в федеральное законодательство.

Кроме того, не все высказанные предложения соответствуют требованиям законодательства. Некоторые из них связаны с неверным толкованием их авторами норм действующего законодательства и собственным пониманием смысла положений Устава. Многие предложения не относятся к сфере регулирования Устава, т. к. затронутые в них отношения регулируются на уровне законодательства или других правовых актов. По результатам проведенной правовой экспертизы мы вынуждены рекомендовать к отклонению более 100 поправок.

Кроме того, в результате многократно высказанных замечаний о большом объеме текста, детальной регламентации некоторых положений отдельные нормы Устава были исключены, сокращены, в связи с чем 39 поправок, внесенных в данные статьи, также не могут быть приняты. Однако к рассмотрению этих предложений, особенно касающихся деятельности территориального общественного самоуправления, реализации правотворческой инициативы, необходимо будет вернуться при разработке соответствующих Положений.

На публичных слушаниях прозвучали также заслуживающие внимания предложения, которые имеют косвенное отношение к самому Уставу, но содержат новые идеи по решению городских проблем, участия граждан и общественности в осуществлении местного самоуправления и другим вопросам жизнедеятельности города: формирования общественных советов, инспекций по тем или иным вопросам, поддержка общественных некоммерческих организаций. Регулирование данных вопросов также предлагается отнести на уровень иных муниципальных правовых актов, в связи с чем считаем возможным учесть данные позиции при их разработке, а также в дальнейшей работе органов местного самоуправления.

Результаты публичных слушаний позволяют сделать вывод об активном, заинтересованном участии жителей города в обсуждении проекта основного документа города; о высокой степени их заинтересованности в решении вопросов общегородского значения, а также о необходимости дальнейшего применения такой формы обсуждения при принятии наиболее важных документов.

Заключение принято на заседании постоянной комиссии по вопросам законности, правопорядка и местному самоуправлению представительного органа муниципального образования города Казани 15 декабря 2005 года.

 

 

Председатель Н.Н.Рыбушкин