Крушение теплохода «Булгария»: новые подробности

В Казани продолжаются судебные заседания по делу о крушении «Булгарии». Начатые судебными приставами принудительные приводы потерпевших не дали значительного результата, и судья сообщил, что со следующей недели приводами, возможно, будут заниматься полицейские. На заседаниях побывал и наш корреспондент.

news_top_970_100
В понедельник в качестве опрошенных потерпевших оказались несколько членов экипажа «Булгарии». Впрочем, по их словам ни у кого из них ранее не было опыта работы на судне, а у некоторых – никакого профильного образования. По словам Вячеслава Колосова, он пришел на судно за неделю до злосчастного рейса, и успел побывать в Перми. Устраиваясь на теплоход матросом, ему объяснили, что ничего сложного в его работе нет, - «по ходу дела разберешься». В суде он сообщил, что после рейса в Пермь «Булгария» шла только на вспомогательном двигателе, а капитан и часть команды, по его словам вовсе не хотели выходить из Булгар в Казань, но по неизвестным ему причинам выход все же состоялся. Вячеслав Колосов рассказал, что в момент крушения он раздавал спасательные жилеты, и лично свой жилет отдал пробегавшей мимо девушке, которой, как он позже выяснил, спастись не удалось. Момент, в который он оказался в воде он не помнит – он получил удар металлическим предметом по голове, но добавил, что из воды его за волосы вытащила неизвестная ему девушка.Как рассказали Денис Тихомиров и Василий Шулюмов, они устроились на «Булгарию» по объявлению в Центре занятости, всего за несколько дней до рейса в Булгар. Документы у них проверяла Светлана Инякина, правда, как и в случае с Вячеславом Колосовым, до оформления трудового договора дело не дошло. По словам Тихомирова, теплоход «плыл нормально, все пели, танцевали», и каких-либо поломок, связанных с электрикой не было. Правда, позже он сообщил, что освещение в коридоре работало не полностью - «через раз, но горело». В момент крушения он отдыхал в своей каюте, и не сразу понял, что происходит.- Я даже не успел позвонить, добавил судовой электрик. Разбив иллюминатор, он все же смог выбраться и выплыть на поверхность воды, несколько раз при этом порезавшись. Василий Шулюмов, 2 года проработавший в одном из ресторанов в центре города, в ходе допроса рассказал несколько интересных деталей кухонной жизни на теплоходе. - Я целый день был на кухне, готовил 4 раза в день. Внутри теплоход был так себе.Как оказалось, посуду на «Булгарии» мыли забортной водой, что удивило всех присутствующих в зале. Кроме этого, в момент крушения, когда теплоход дал сильный крен, вслед за полетевшей посудой, покатились и плиты, одной из которых придавило женщину, работавшей на теплоходе коренщицей.- Они покатились, а я и не знал, что такое может быть, рассказал Василий Шулюмов.Во вторник судебное слушание продолжалось менее часа – столько времени потребовалось суду, чтобы допросить одного ранее неопрошенного потерпевшего и зачитать 5 показаний потерпевших, некоторые из которых не дожили до сегодняшнего дня. Куда более длительным оказалось судебное слушание в среду. Как и несколькими днями ранее, кроме пассажиров «Булгарии» свои показания дали несколько матросов, работавших на теплоходе, а так же бывший генеральный директор Камского речного пароходства. Интересно, что прибывшие потерпевшие оказались на судебных заседаниях впервые, а некоторых из них принудительно доставили в суд судебные приставы. Марсель Гафиятуллин, окончивший 9 классов, и проработавший на теплоходе не более месяца, дал в суде весьма сомнительные показания. Так, по его словам, никто из членов экипажа не употреблял спиртное во время рейса, но как выяснилось из материалов предварительного следствия, почти два года назад он рассказал следователю о том, что и сам употреблял алкогольные напитки, находясь на борту теплохода. Рустем Купаров, которому на момент крушения было 17 лет, сообщил, что попал на теплоход через Гафиятуллина. Устроился неофициально, хотя в последствие ему обещали оформить трудовой договор. Как оказалось, оба бывших матроса на сегодняшний день почти не помнят обстоятельств трагедии и порой путают даже месяц, в который произошло крушение.Более двух часов продолжался допрос бывшего генерального директора ОАО «Судоходная компания «Камское речное пароходство» Валерия Незнакина, в конце мая этого года уволенного со своей должности. Напомним, именно этой компании принадлежал теплоход «Булгария». В ходе допроса прояснилось множество интересных деталей. Например, в период с 2003 по 2007 года теплоход, тогда еще называвшийся «Украина», стоял законсервированным и не выходил в навигацию. После этого, теплоход прошел ремонт, и к навигации 2007 года снова сошел на воду. Летом 2007 года теплоходом заинтересовалась Светлана Инякина, которая предложила сдать теплоход в аренду. Сделка была совершена, однако после завершения навигации, Инякина осталась должна «КРП» более 1 млн. рублей, после чего теплоход в аренду взял один из московских бизнесменов, который и предложил впоследствии изменить название.Однако к навигации 2011 года теплоход вновь остался без арендатора. К руководству «Камского речного пароходства» вновь обратилась Светлана Инякина с просьбой заключения очередного договора, не смотря на имеющийся крупный долг. Как сообщил Валерий Незнакин, больше желающих арендовать теплоход не было. При этом теплоходу требовался ремонт двигателя на 1,5 млн. рублей, при цене аренды более 3 млн. рублей.В итоге пароход был отдан в аренду Светлане Инякиной через еще одну организацию – ООО «Бриз», учредителем которого был один из владельцев «КРП», а директором являлся сам Валерий Незнакин. По его словам, «Камское Речное пароходство» сдало «Булгарию» в аренду ООО «Бриз» за более чем 3 млн. рублей, тогда как ООО «Бриз» - Светлане Инякиной за 1,5 млн. рублей. Последняя должна была организовать ремонтные работы, и получить все необходимые разрешающие документы на следующую навигацию. Своего рода подвох заключался в том, что де-факто теплоходу требовался ремонт двигателя, но по документам, выданным проверяющими организациями еще в мае, он проходил как технически исправный. Сам Валерий Незнакин пояснил, что по плану осенью также должна была пройти внеочередная проверка, но ее не было, как и соответствующего акта о техническом состоянии теплохода. Однако это не стало помехой для заключения договора, который по факту закрепил ответственность Инякиной за необходимый ремонт и предстоящие проверки «технически исправного теплохода». При этом такой подход, смутивший как судью, гособвинение, адвокатов, так и находящихся в зале потерпевших, нисколько не смутил самого Валерия Незнакина.Выражая свое мнение, Валерий Незнакин сообщил, что теплоход, несмотря на 3-летний простой, не списывался. А в настоящее время есть суда, возраст которых составляет порядка 100 лет, но они до сих продолжают выходить в навигацию. В крушении теплохода, по его словам, главную роль сыграли «неправильные действия экипажа и открытые иллюминаторы». Также он подчеркнул, что в первую очередь вся ответственность лежит на капитане теплохода, а все необходимые проверки и процедуры возлагались на субарендатора, тогда как собственник «не должен был ничего проверять». Оказалось, что если исходить из максимального количества пассажиров «Булгарии», их должно было быть только 120 – человек, т.к. на теплоходе было 6 спасательных плотов, вместимостью 20 человек. Хотя если взглянуть в проектную документацию 1955 года, максимальное количество пассажиров на теплоходе данного типа может достигать почти 450 человек. Правда при наличии на всех средств индивидуального и коллективного спасения.Сейчас «Булгария» находится на спецхранении. Причем после трагедии с теплохода пропала рында и еще некоторые детали.- Растащили на «сувениры», добавил Валерий Незнакин. Есть еще три таких теплохода, но они уже не эксплуатируются - сказал в завершении бывший генеральный директор «Камского речного пароходства».Суду осталось допросить около 50 человек, которые не спешат появляться в зале суда.«КВ» продолжает следить за ходом судебного процесса.

news_right_column_240_400