Об этом на днях в Казани шла речь на XXI межрегиональной практической конференции специалистов предприятий распространения и издательских домов, обсуждавших проблему «Расширение возможностей торговых объектов для увеличения продаж прессы и сопутствующих товаров». Что же волнует специалистов распространения и издания, приехавших в Казань из самых разных регионов России?
Плач Ярославны: проблемы распространителей Если в 2008 году в России было 42 тысячи киосков и павильонов прессы, торгующих газетами и журналами, то в 2012-м их осталась 31 тысяча. Почему же в российских городах исчезают газетные киоски, столь любимые нашими горожанами? Представители крупнейших сетей киосков, издатели, а также представители национальной сети распространения прессы взволнованно говорили о наболевшем. О том, что выжить киоскам в современной России мешают власти, в руках которых землепользование (во многих городах договора на аренду земли под киоски заключают с розничными операторами только на год). Надо побегать и помучиться, чтобы продлить договоры. Чиновники всех мастей всячески противодействуют розничной торговле газетами и журналами в доходных местах, лоббируя либо свои сети, либо супермаркеты. Но где здравый смысл? Разве наш человек пойдет за газетой в супермаркет? Ему удобно это сделать по пути домой или на работу.
Административный произвол по отношению к газетным киоскам царит во всем. В Москве, например, для того чтобы его подключить к электричеству, надо выложить до 200 тысяч рублей. А запуск нового киоска обойдется в 800 тысяч рублей. А вот Франция выделяет до 4 тысяч евро в год в качестве субсидии на каждый киоск прессы.
Душит торговлю прессой и законодательная власть. В то время как Европарламент рекомендовал всем европейским странам освободить от НДС печатные и электронные СМИ, у нас НДС на розничную продажу печатных изданий 10%, на электронные СМИ и услуги по подписке - 18%. В итоге реализация печатной продукции стремительно падает. Розничным операторам ничего не остается, как увеличивать в киосках долю сопутствующих товаров: напитки, продукты, сигареты, игрушки, канцтовары... Каждый выживает как может. К чести распространителей, они регулярно собираются на подобные встречи, чтобы обсудить, в каком направлении двигаться дальше. Несмотря на жесточайший пресс, распространитель прессы не мирится с ролью умирающего, которую предлагает ему общество. Почему же издатели и редактора до сих пор не объединились, чтобы противостоять «умиранию» прессы?
По мнению председателя правления Ассоциации распространителей печатной продукции Александра Оськина, кризис в отрасли формирует безразличное отношение властей всех уровней к данному сегменту рынка. Система распространения прессы и книг умирает, потому что власти предержащие не хотят понять, единое информационное поле России формирует не интернет, а другие СМИ и печатное слово.
- Шестьдесят процентов населения России не имеет доступа к интернету, - с горечью говорил Оськин. - В Московской области есть территории, где нет дорог, газа, интернета. В 50 километрах от Москвы нет интернета! А налаженные каналы распространения прессы по всей России бездумно уничтожаются - закрываются не только газетные киоски, но и книжные магазины. А ведь нам нет альтернативы. Большая часть россиян получают информацию с печатных носителей, покупая газету, журнал в киоске по пути на работу или домой. Посмотрите, кто сидит в интернете? Подростки! Или люди, имеющие к этому определенную склонность.
В подтверждение своих слов Оськин привел бесспорный аргумент: кандидат в президенты Путин представил свои предвыборные статьи в семи ведущих ежедневных газетах, а не в интернете.
Опыт Казани - на щит! Опыт Казани руководством Ассоциации распространителей печатной продукции признан уникальным. Председатель правления АРПП Александр Оськин проехался по вечерней Казани и остался весьма доволен увиденным. Местная «Горпечать» первой в стране запустила круглосуточные киоски прессы - с выпечкой, кофе и т.д. Но при этом в ночном обороте продажа газет и журналов составляет не менее 30%. («КВ» подробно рассказали о том, как наш сотрудник продавал газеты и сопутствующие товары в киоске «Горпечати», в номере от 18 сентября 2012 года в материале «Как «Казанские ведомости» торговали газетами»).
В Казани киоски «Горпечати» получили от власти в аренду земли на 49 лет. Это уникальный для России случай! А решения правительства Республики Татарстан от 2005-го, 2009 года значительно расширили перечень товаров, разрешенных к продаже в киосках и павильонах прессы. Этим мы отличаемся от других регионов России. Но что дальше?
Зачем поддерживать газетные киоски?Каждый день телевидение демонстрирует нам примеры вопиющей бездуховности населения России. Супруги заказывают убийство друг друга. Родители бросают своих детей. Дети выгоняют на улицу родителей... Анализируют ли власти, по какой причине это происходит? По мнению председателя правления Национальной сети распространения прессы «Союзпечать» Вячеслава Керова, в СССР была система поддержки интереса населения к получению информации из печатных СМИ. Каждый школьник выписывал «Пионерскую правду», а старшеклассники - «Комсомольскую правду». После школы вкусы разнились, но тем не менее кто-то выбирал для чтения «Труд», кто-то - «Известия», кто-то - «Правду». Сейчас государство ушло из этой сферы влияния. А вот на Западе государство сознательно направляет инвестиции в этот сектор идеологии.
Например, во Франции каждый француз, достигнув 18 лет, бесплатно подписывается правительством на ежедневную газету. Немецкие школьники за счет государства бесплатно получают журналы. Голландские студенты все пять лет учебы бесплатно читают деловые журналы. Почему же у нас нет такой программы на государственном уровне, чтобы развивать у молодого поколения любовь к чтению? Ведь чтение книг, прессы - важнейший элемент культуры, ее составляющая.
Ко мне, главному редактору, на собеседование, чтобы устроиться на работу, приходят студенты, которые никогда не слышали о подвиге Зои Космодемьянской или нашего земляка Михаила Девятаева... Они не могут ответить даже на элементарный вопрос, кто же автор строк: «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан»! Это поколение часами сидит в интернете. Кого же из них формирует виртуальное пространство? На взгляд директора ООО «Предприятие «Роспечать» (Екатеринбург) С.Ченцова, действие властей (или бездействие?) формирует аполитичное поколение, которое в скором времени будет способно только на то, чтобы повернуть нефтяной или газовый кран то в одну, то в другую сторону. Об участии этого интернет-поколения в модернизации страны и иных жизненно важных вопросах говорить не придется...
Новое правило: 5 носителей информацииПока интернет остается уделом больших городов, что могут сделать власти по сохранению духовности общества? Александр Оськин, например, считает, главное, чтобы власти не мешали развитию этой жизненно важной для России отрасли. На Западе современный культурный человек ежедневно получает большой объем информации с 5 носителей: газета, журнал, ТВ, интернет, мобильные устройства. В скором будущем киоски прессы должны превратиться в мультимедийные объекты (не менее тысячи наименований товаров - газеты, журналы, книги, интернет-магазины, платежные терминалы, сенсорные экраны и т.д.). В этом залог их выживания в бизнесе. Кстати, такие объекты могли бы приятно удивить гостей Универсиады. А вот будем ли мы всего через несколько лет читать газеты и журналы - это уже зависит от политической воли федеральной и региональной власти.
Плач Ярославны: проблемы распространителей Если в 2008 году в России было 42 тысячи киосков и павильонов прессы, торгующих газетами и журналами, то в 2012-м их осталась 31 тысяча. Почему же в российских городах исчезают газетные киоски, столь любимые нашими горожанами? Представители крупнейших сетей киосков, издатели, а также представители национальной сети распространения прессы взволнованно говорили о наболевшем. О том, что выжить киоскам в современной России мешают власти, в руках которых землепользование (во многих городах договора на аренду земли под киоски заключают с розничными операторами только на год). Надо побегать и помучиться, чтобы продлить договоры. Чиновники всех мастей всячески противодействуют розничной торговле газетами и журналами в доходных местах, лоббируя либо свои сети, либо супермаркеты. Но где здравый смысл? Разве наш человек пойдет за газетой в супермаркет? Ему удобно это сделать по пути домой или на работу.
Административный произвол по отношению к газетным киоскам царит во всем. В Москве, например, для того чтобы его подключить к электричеству, надо выложить до 200 тысяч рублей. А запуск нового киоска обойдется в 800 тысяч рублей. А вот Франция выделяет до 4 тысяч евро в год в качестве субсидии на каждый киоск прессы.
Душит торговлю прессой и законодательная власть. В то время как Европарламент рекомендовал всем европейским странам освободить от НДС печатные и электронные СМИ, у нас НДС на розничную продажу печатных изданий 10%, на электронные СМИ и услуги по подписке - 18%. В итоге реализация печатной продукции стремительно падает. Розничным операторам ничего не остается, как увеличивать в киосках долю сопутствующих товаров: напитки, продукты, сигареты, игрушки, канцтовары... Каждый выживает как может. К чести распространителей, они регулярно собираются на подобные встречи, чтобы обсудить, в каком направлении двигаться дальше. Несмотря на жесточайший пресс, распространитель прессы не мирится с ролью умирающего, которую предлагает ему общество. Почему же издатели и редактора до сих пор не объединились, чтобы противостоять «умиранию» прессы?
По мнению председателя правления Ассоциации распространителей печатной продукции Александра Оськина, кризис в отрасли формирует безразличное отношение властей всех уровней к данному сегменту рынка. Система распространения прессы и книг умирает, потому что власти предержащие не хотят понять, единое информационное поле России формирует не интернет, а другие СМИ и печатное слово.
- Шестьдесят процентов населения России не имеет доступа к интернету, - с горечью говорил Оськин. - В Московской области есть территории, где нет дорог, газа, интернета. В 50 километрах от Москвы нет интернета! А налаженные каналы распространения прессы по всей России бездумно уничтожаются - закрываются не только газетные киоски, но и книжные магазины. А ведь нам нет альтернативы. Большая часть россиян получают информацию с печатных носителей, покупая газету, журнал в киоске по пути на работу или домой. Посмотрите, кто сидит в интернете? Подростки! Или люди, имеющие к этому определенную склонность.
В подтверждение своих слов Оськин привел бесспорный аргумент: кандидат в президенты Путин представил свои предвыборные статьи в семи ведущих ежедневных газетах, а не в интернете.
Опыт Казани - на щит! Опыт Казани руководством Ассоциации распространителей печатной продукции признан уникальным. Председатель правления АРПП Александр Оськин проехался по вечерней Казани и остался весьма доволен увиденным. Местная «Горпечать» первой в стране запустила круглосуточные киоски прессы - с выпечкой, кофе и т.д. Но при этом в ночном обороте продажа газет и журналов составляет не менее 30%. («КВ» подробно рассказали о том, как наш сотрудник продавал газеты и сопутствующие товары в киоске «Горпечати», в номере от 18 сентября 2012 года в материале «Как «Казанские ведомости» торговали газетами»).
В Казани киоски «Горпечати» получили от власти в аренду земли на 49 лет. Это уникальный для России случай! А решения правительства Республики Татарстан от 2005-го, 2009 года значительно расширили перечень товаров, разрешенных к продаже в киосках и павильонах прессы. Этим мы отличаемся от других регионов России. Но что дальше?
Зачем поддерживать газетные киоски?Каждый день телевидение демонстрирует нам примеры вопиющей бездуховности населения России. Супруги заказывают убийство друг друга. Родители бросают своих детей. Дети выгоняют на улицу родителей... Анализируют ли власти, по какой причине это происходит? По мнению председателя правления Национальной сети распространения прессы «Союзпечать» Вячеслава Керова, в СССР была система поддержки интереса населения к получению информации из печатных СМИ. Каждый школьник выписывал «Пионерскую правду», а старшеклассники - «Комсомольскую правду». После школы вкусы разнились, но тем не менее кто-то выбирал для чтения «Труд», кто-то - «Известия», кто-то - «Правду». Сейчас государство ушло из этой сферы влияния. А вот на Западе государство сознательно направляет инвестиции в этот сектор идеологии.
Например, во Франции каждый француз, достигнув 18 лет, бесплатно подписывается правительством на ежедневную газету. Немецкие школьники за счет государства бесплатно получают журналы. Голландские студенты все пять лет учебы бесплатно читают деловые журналы. Почему же у нас нет такой программы на государственном уровне, чтобы развивать у молодого поколения любовь к чтению? Ведь чтение книг, прессы - важнейший элемент культуры, ее составляющая.
Ко мне, главному редактору, на собеседование, чтобы устроиться на работу, приходят студенты, которые никогда не слышали о подвиге Зои Космодемьянской или нашего земляка Михаила Девятаева... Они не могут ответить даже на элементарный вопрос, кто же автор строк: «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан»! Это поколение часами сидит в интернете. Кого же из них формирует виртуальное пространство? На взгляд директора ООО «Предприятие «Роспечать» (Екатеринбург) С.Ченцова, действие властей (или бездействие?) формирует аполитичное поколение, которое в скором времени будет способно только на то, чтобы повернуть нефтяной или газовый кран то в одну, то в другую сторону. Об участии этого интернет-поколения в модернизации страны и иных жизненно важных вопросах говорить не придется...
Новое правило: 5 носителей информацииПока интернет остается уделом больших городов, что могут сделать власти по сохранению духовности общества? Александр Оськин, например, считает, главное, чтобы власти не мешали развитию этой жизненно важной для России отрасли. На Западе современный культурный человек ежедневно получает большой объем информации с 5 носителей: газета, журнал, ТВ, интернет, мобильные устройства. В скором будущем киоски прессы должны превратиться в мультимедийные объекты (не менее тысячи наименований товаров - газеты, журналы, книги, интернет-магазины, платежные терминалы, сенсорные экраны и т.д.). В этом залог их выживания в бизнесе. Кстати, такие объекты могли бы приятно удивить гостей Универсиады. А вот будем ли мы всего через несколько лет читать газеты и журналы - это уже зависит от политической воли федеральной и региональной власти.