Татарской музыке пора выходить из тени

Первый фестиваль татарской музыки имени Назиба Жиганова «Мирас» («Наследие») состоялся в Казани. Цель нового фестиваля - представить уникальное музыкальное наследие Татарстана: произведения классиков и современных композиторов, наполненные неповторимым национальным колоритом.

news_top_970_100

В трех фестивальных концертах приняли участие всемирно известный пианист Рэм Урасин, дирижер Миляуша Таминдарова, скрипач, дирижер, композитор Рустем Абязов, Государственный симфонический оркестр РТ, Государственный камерный хор РТ.

- Шли мы к этому знаменательному событию долго. Я считаю своим личным долгом и долгом оркестра отдать дань памяти человеку, которому симфонический оркестр просто обязан быть благодарен своим существованием. Переоценить значение Назиба Гаязовича Жиганова для Татарстана и российского музыкального искусства вряд ли возможно, - рассказал организатор и художественный руководитель фестиваля «Мирас», художественный руководитель и главный дирижер

Государственного симфонического оркестра РТ Александр Сладковский. - Самое главное для меня то, что сегодня оркестр владеет репертуаром мирового масштаба и мы можем смело браться за татарскую классику. Наша задача - просвещать слушателей. И не только в республике и России, но и во всем мире. 

О большом значении музыкального форума «Мирас» рассказал арт-директор фестиваля, музыковед, доктор искусствоведения, профессор, завкафедрой истории музыки Казанской государственной консерватории Вадим Дулат-Алеев: 

- Когда я узнал об инициативе маэстро Сладковского организовать фестиваль татарской музыки, подумал: «Это именно то что надо!» Этим фестивалем мы совершим сразу несколько больших прорывов. Первый прорыв - информационный. Многие знают, что есть великое наследие татарской музыки. Но большинство произведений находятся в музейном статусе. Они должны обрести новую жизнь и зазвучать свежо, по-новому в современном информационном пространстве. Второй прорыв - художественный. Есть такой закон - чем чаще произведение исполняется, тем выше к нему интерес. Некоторым произведениям татарских композиторов, которые сегодня забыты, пора выйти из тени. Третий прорыв можно назвать технологическим. Большая часть татарской классики существует лишь на виниле, в монозаписи. Посмотрите, какие запросы сейчас в интернете: «посмотреть в хорошем качестве», «послушать в хорошем качестве»... Это чисто технические параметры. В таком звучании, в каком звучат эти произведения на фестивале, вы их еще не слышали! Четвертый прорыв - стимулирующий. «Мирас» очень важен и для современных молодых композиторов Татарстана: они будут стремиться встать в один ряд с классиками татарской музыки. Это действительно очень мощный стимул.
В рамках фестиваля состоялось еще одно знаменательное и долгожданное событие - презентация книги «Государственный симфонический оркестр Республики Татарстан. Опыт истории. Истории опыта». Работа над книгой длилась 5 лет.
- Мне как историку и музыкальному критику было очень интересно оглянуться в прошлое. Сегодня мы находимся на пороге действительно уникального исторического, беспрецедентного в масштабах нашей страны события, - отметила в своем выступлении автор этого исторического расследования  музыкальный критик Елена Черемных. - Вся советская региональная музыкальная академическая культура, которая как Атлантида погрузилась на дно истории, выплывает сейчас фрагментарно и далеко не везде. Мы должны заметить, что эта картина если и меняется, то не в лучшую сторону. А Татарстан - уникальное, религиозно наполненное и заинтересованное в развитии своей музыкальной традиции место, где не все ушло в песок и не все растворилось в воздухе. Здесь все продолжается. Продолжается благодаря и вопреки чьим-то усилиям и чьим-то установкам.
 

news_right_column_240_400
news_bot_970_100