Длиться «Науруз» будет пять дней, и каждый день будет насыщен семинарами, мастер-классами, общением, показами спектаклей театра им. Г.Камала, режиссерского курса РИТИ-ГИТИС и Венгерского национального театра.
В чем особенность «Науруза-2016», мы попросили рассказать заведующего литчастью театра им. Г.Камала, программного директора фестиваля Нияза Игламова:
- Тема нынешнего театрально-образовательного форума - «Театральная педагогика». Тема очень актуальная. То, что сегодня предлагают театральные вузы, не всегда отвечает требованиям современного театрального процесса. Проблема здесь в том, что большинство педагогов учились в 60 - 80-е годы. За это время многое поменялось - в театр пришли новые тенденции и идеи, возникла новая драматургия, новые технологии, но обучение происходит по старинке. Или преподают молодые педагоги, которые не вполне состоялись профессионально. Далеко не все практики идут в педагогику - у востребованных актеров, режиссеров, театральных художников много своих творческих проектов и планов.
- Несколько дней мастер-классов, общения с коллегами из разных регионов помогут изменить ситуацию?
- Это, конечно, не классический курс обучения. Но на мастер-классах, семинарах, творческих встречах, которые пройдут в рамках форума, ведущие специалисты будут обсуждать коренные проблемы театрального образования по всем направлениям: актерское мастерство, режиссура, сценография, музыкальная составляющая спектаклей, менеджмент, пиар, критика. В таком живом общении с лучшими специалистами, обмене опытом происходит своеобразная перезагрузка сознания.
Современный театр активно стирает границы между видами и жанрами сценического искусства. Поэтому у нас нет деления семинаров: для актеров музыкальных, детских, национальных театров, режиссеров, драматургов, сценографов. Актеры кукольных и детских театров ходят на семинары по современной опере, сценографии, драматические актеры занимаются на мастер-классах по сценической речи, пантомиме, режиссеры посещают мастер-классы по сценическому движению, современному танцу, менеджменту. Так участники форума расширяют границы своих представлений об искусстве, «сдирают» с себя шелуху штампов.
- В этом году в программе «Науруза» два гвоздя - премьера спектакля «Собачье сердце» в постановке студентов РИТИ-ГИТИС, учеников известного режиссера, художественного руководителя театра «Студия театрального искусства» Сергея Женовача,и спектакль Национального театра Венгрии «Бич Божий» режиссера Аттилы Виднянского.
- Мы рады, что «Собачье сердце» и «Бич Божий» будут представлены на «Наурузе». Сергей Женовач и Атилла Виднянский - знаковые фигуры современного театрального искусства. Театр из Будапешта - сильный национальный театр. У нас много общего. Венгерский театр близок Камаловскому по философии, по своему мировоззрению. В этом театре тоже основное кредо - сочетание традиций и новаторства.
- Насколько казанский театральный форум и театр Камала известны в России и за рубежом?
- «Науруз» входит в число самых престижных российских театральных фестивалей. Это не мое оценочное суждение, об этом пишут, об этом свидетельствует состав участников, отзывы коллег. Мы стараемся соответствовать этой информационной волне. Камаловский театр выезжает на гастроли в другие регионы, страны - от Китая до Колумбии. Нас начинают узнавать. Но надо понимать, что мир огромен, каждый день происходит множество событий. Чтобы постоянно быть на виду, необходимо кочевать с фестиваля на фестиваль. Мы не можем себе этого позволить да и не хотим - мы репертуарный театр и должны играть на своей родной сцене, наш главный зритель живет в Казани и республике. Но когда появляется возможность принять участие в крупном театральном форуме, мы с радостью представляем там искусство Татарстана.