Езда по зимним дорогам тяжела и чревата для двигателя частыми перегрузками. В картере скапливается конденсат, на деталях механизмов - отложения вредных смол и сажи. Вентиляция картера также страдает и нуждается в чистке. Если двигатель уже «со стажем», промыть вентиляцию просто необходимо. Но и мотор требует промывки. Разумеется, если в картере была пусть и хорошая, но «минералка». Промывка тем более необходима, если после «минералки» вы собираетесь залить «полусинтетику».

Промывочных масел в магазинах и на рынке множество. Какое же выбрать? Прежде всего обратите внимание на марку изготовителя. Внимание! На рынке запросто можно нарваться на подделку, поэтому рекомендую идти в надежный проверенный магазин. Кроме промывочных масел есть еще и так называемые пятиминутки. Это специальные присадки к старому маслу, которые заливают в мотор перед тем, как сливать «отработку». Разумеется, перед заменой масла движок должен быть прогрет, чтобы масло легче вытекло. Время промывки обычно указывается на упаковке, но в любом случае оно не должно быть меньше пяти минут. А еще лучше, если мотор поработает на холостых оборотах десять-пятнадцать минут.

Если проделываете эту процедуру на сервисе, где вы постоянный и желанный клиент, беспокоиться не о чем: мастер сам все сделает как положено. А вот если сия операция проходит «в гараже у дяди Васи», причем вы с этим дядей познакомились только что, держите ухо востро! Проследите, чтобы масло было слито полностью, а это означает, что после того как в ведро упала как будто последняя капля, надо подождать еще пять-десять минут. Вполне вероятно, что накапает еще пара стаканов. Теперь можно заливать промывочное масло, если вы не воспользовались «пятиминуткой».

Очень важно также проследить за тем, чтобы перед заливкой свежего масла мастер залил маслом фильтр. Кстати, к выбору масляного фильтра надо подходить не менее ответственно, ведь от его качества зависит ресурс мотора. Хороший фильтр должен иметь не только перепускной клапан, который при засорении фильтрующего элемента обеспечит деталям двигателя смазку, но и клапан обратный. Этот клапан нужен для того, чтобы после остановки мотора часть масла осталась в верхних узлах - на распредвалу и в его «постели», в клапанном механизме. Тем самым обеспечивается смазка мотора в первые секунды пуска.

В некоторых сервисах отработанное масло не сливают, а высасывают через отверстие щупа. Как ни странно, но этот способ удаления старого масла менее эффективен, чем слив из нижнего отверстия в картере. Во всяком случае, если это «Жигули» или «Москвич».

И несколько слов о взаимозаменяемости масел. В свежий двигатель современных моделей следует заливать «полусинтетику», а если средства позволяют, то и синтетическое масло. В этом случае при замене масла промывка не понадобится, так как эти масла содержат моющие присадки. Разумеется, не стоит после «полусинтетики» заливать «минералку». Сказанное, повторяю, относится к моторам с относительно небольшим пробегом. А вот «старичка» лучше беречь! На зиму его надо умасливать «полусинтетикой» с широким диапазоном вязкости. Например, с индексом 10W40. А вот на лето заливать масло погуще, с индексом 20W50, а еще лучше 20W60! Если, конечно, масло с таким индексом вы найдете в продаже. И ничего страшного, если оно окажется минеральным. Просто перед зимней эксплуатацией придется промыть мотор дважды. Сначала «пятиминуткой», а потом отработанной «полусинтетикой». Это нужно для того, чтобы в картере не осталось даже следов «минералки».

А теперь засучиваем рукава и лезем под машину в поисках сливной пробки. Это если вы решились менять масло самостоятельно. Желаю успеха и не очень перепачкаться!

Дядя ВАСЯ.