Так повелось, что лето - пора повального увлечения вегетарианством. На рынках города заметно возрастает число оперирующих свежими ягодами и овощами, зато обратно пропорционально идет процесс торговли у тех, кто предлагает покупателю мясо и рыбу.

Московский рынок в этом смысле не исключение из правил. Близ павильонов с провизией явно животного происхождения привычное в разгар сезона затишье. Лишь изредка посетит рыбную "пристань" душа заблудшего средь изобилия товара покупателя. Торговлю щедрыми дарами моря даже с натяжкой не назовешь бойкой. "Товарооборот сейчас раза в три меньше, чем зимой, - сетует изнывающая от жары продавщица и запивает свою "державную" речь обильной дозой сладостно шипящей минералки. - Заказов делаем мало, чтобы успеть продать". По ее словам, из предлагаемого ассортимента относительной популярностью теперь пользуется мойва, соленая сельдь и копченая скумбрия - "к картошечке или на закусь". У других же обитателей морских глубин, как видно, перспектива долго оставаться невостребованными и демонстрировать свои тушки и мордочки из недр стеклянной холодильной камеры.

Впрочем, не все в условиях хранения и реализации продуктов на рынке так гладко, как кажется. Понежившись на солнышке (в немногочисленной, но все-таки компании мух), брикеты рыбы попадают в руки подсобников, которые, заботливо постелив на асфальт картоночку, пытаются упражняться в раскалывании неподдающегося рыбного "семейства". Раз на десятый в лучшем случае им это удается сделать. Хорошо если бросальщик меткий и не метнул провиант раз-другой мимо картонного островка. Ну а случилось такое - что ж, смахнул пыль с хвостика: с кем не бывает?

Несанкционированные торговцы рыбой (по виду свежей, а там пойди разбери) вовсе на выдумку хитры: вооружились теми же картонками, машут - отгоняют мух. Красота... ни тебе забот о документах разных, ни о холодильниках. Рыбешка поймана - товар любой ценой надо сбывать, и спекулируют они на доверии покупателя: мол, только с речки, через час продам. Ценой лещ отличается разительно: так - двадцать, а у них и за десять можно приобресть. "И какой! Чешуйки - блесточки, и запах свежий. Нате, понюхайте!" - подначивает покупателей дедуля в кепочке (по виду сам рыбак). И тычутся "разумные эксперты" носом в представителей отряда карпообразных, и покупают, не задумываясь о последствиях.

Что говорить, падок народ на "дармовую" рыбу, печень, свининку... Диву даешься: кто-то ж берет, раз выставлен, суповой набор по цене 8 рублей за кило (а на костях даже мясо имеется). Спрашивается: к чему отметка "суповой" - они и так все, дорогие ли, дешевые ли, суповые.

Ну что ж, с тварью, жевавшей некогда зеленые насаждения, все ясно. А вот с летающими, водоплавающими... Как ни совершенствовалась схема сбыта продукции птицеводства, частные предприниматели упорно продолжают продавать ее с машин. И ладно если куры отечественные, ведь импортные (по известным причинам) "живут" на прилавках дольше, а значит, и опасность представляют большую. Как показывает опыт, зачастую такие "автосамозванцы" предлагают людям товар без гигиенических сертификатов, справок и т.д. Дешевле, поскольку и закупочная цена таких продуктов ниже.

Информация к размышлению. В ходе проверок за первое полугодие 2003 года только Казанским ветеринарным объединением на рынках города оштрафовано 412 руководителей и должностных лиц на общую сумму 54840 рублей. Причина - нарушение условий хранения, реализации, отсутствие документации на рыбную, мясную и птицеводческую продукцию.

Так что потенциальных врагов здоровья у нашего потребителя достаточно, особенно у нерадивого. Ведь сколько б ни было проверок, штрафов и изъятий продукции, всерьез задуматься о здоровье покупателя продавец никогда не вознамерится.

Елена БОНДАРЕНКО.