Такого Айвазовского Казань еще не видела

5 декабря в ГМИИ РТ открылась выставка «Айвазовский и флот» из собрания Центрального военно-морского музея Министерства обороны РФ, приуроченная к 100-летию с начала Первой мировой войны.

news_top_970_100
Иван Айвазовский, несомненно, художник официальный, во все времена «полезный» государству для укрепления патриотических чувств (о том, как важно его творчество «в нелегкий исторический период», переживаемый сегодня страной, упомянули и на открытии выставки). Но, несмотря на то, что многие из его картин сделаны по госзаказу, в духе, так сказать «имперского реализма», в них нет ни капли скуки или излишней патриотической бравады – художник искреннее сопереживал судьбам страны, стремился даже в самых монументальных сюжетах возвеличить подвиг отдельно взятого человека. Недаром одна из самых недооцененных его картин "Гибель 84-пушечного корабля "Лефорт" выполнена в жанре аллегории: на ней души погибших в бою моряков возносятся на небо к Христу. Эта картина - одна из 12 малоизвестных живописных и 6 графических работ, представленных на нынешней выставке. Помимо картин, масштабная экспозиция включила личные навигационные приборы великого князя Константина Николаевича и Николая II, выполненные с виртуозной точностью модели знаменитых российских кораблей. Список солидный, но, видимо, этого недостаточно, чтобы вызвать ажиотаж у молодежи, которой на открытии, увы, почти не было. Зато среди старшего поколения встречались настоящие знатоки творчества художника. Один из них, полковник запаса, кандидат исторических наук рассказал нам о творческом методе великого мариниста: «Айвазовский уникален тем, что писал свои картины по памяти. Во время путешествий он делал лишь карандашные наброски с натуры, а окончательный вариант дорисовывал уже в студии. К созданию полотен подходил предельно скрупулезно: некоторые детали на них можно рассмотреть только при помощи лупы».Интересно, что Иван Айвазовский много лет прослужил во флоте, был награжден множеством орденов, лично знал Корнилова, Лазарева, Нахимова и в итоге дослужился аж до контр-адмирала. Так что его творчество – это живая история российского флота, отраженная практически в каждом из полотен живописца. Его военной карьере по-доброму завидовал британец, пейзажист Уильям Тернер: известный своими батальными морскими сценами, он, в отличие от своего русского современника, никогда не ступал на борт военного корабля. Два великих живописца познакомились во время выставки Айвазовского в Лувре, а впоследствии Тернер написал в честь своего коллеги хвалебное стихотворение.Мировая слава, захлестнувшая великого российского живописца еще при жизни, не стихает и сегодня: в 2012 году полотно "Вид Константинополя и Босфорского залива" было продано на лондонском аукционе Sotheby's за 3,2 млн фунтов стерлингов (5,2 млн долларов) (примечательно, что в свое время эта картина была выполнена по заказу турецкого султана Абдул-Азиза – большого поклонника творчества художника). … «А бывал ли Айвазовский в Казани?» На этот вопрос, заинтересовавший казанскую публику, ответил председатель городского общества историков-краеведов Казани Анатолий Юлдашев: «В 1894 году, за шесть лет до смерти, он проплывал мимо нашего города – а, возможно, он преодолел эти семь верст по Казанке».

news_right_column_240_400
news_bot_970_100