Такое мнение высказал директор Института экономики транспорта и транспортной политики Высшей школы экономики Михаил Блинкин в ходе открытой дискуссии, состоявшейся 18 февраля в городской Ратуше. На тему организации дорожного движения в Казани рассуждали депутаты, руководители структурных подразделений Исполкома города, специалисты и представители общественных организаций.

В городах Европы и Америки количество автомобилей было критично высоким еще 15 лет назад, когда на 1000 жителей приходилось около 600 автомобилей. Сейчас там эти цифры намного уменьшились, а вот в России в сравнении с нашими показателями с каждым годом машин становится все больше и больше. Кроме того, в то время, когда главные дороги зарубежных городов превращаются в пешеходные, на наших возникают затруднения. Михаил Яковлевич считает, что во избежании коллапса, прогнозируемого уже через 2-3 года, необходимо предпринимать меры.

- Для того чтобы прирастить один квадратный метр асфальта в расчете на каждый казанский автомобиль необходима кругленькая сумма. Боюсь, ее мы никогда не найдем. Однако это не значит, что дорожные работы должны быть прекращены. Новые дороги на пространстве республики, страны мы обязаны строить, а вот в городе - уже не суждено, - сказал Михаил Блинкин.

Опыт других стран показывает, что даже строительство развязок – не выход из ситуации. Это лишь способ перенести пробку из одного места в другое. И уж точно неразумным решением эксперт считает организацию многоуровневых парковок в центре города. Вместить все автомобили в одно помещение – одно дело, но куда же деваться машинам при выезде оттуда?!

Для ограничения использования автомобилей в ряде городов мира работает система, считывающая километраж личного транспорта. Автовладельцу приходит счет в зависимости от того, сколько он проехал и по какому именно участку. Если это дорога с интенсивным движением, то цифры, разумеется, выше. Ученый уверен, что лучше действовать до того момента, когда придется предпринимать более жесткие меры. И уж точно не стоит ждать, когда казанские пробки в 4 балла перерастут в 10 балльные.

Единственная утешительная новость для автолюбителей, которые не хотят расставаться со своим железным конем, - стоимость муниципальной парковки в центре города может стать ниже. Опыт покажет, насколько приемлемы цены за стоянку на определенном участке. Возможно, организация платного паркинга в некоторых местах и вовсе будет бессмысленна. Между тем, не стоит забывать и о том, что цена может и наоборот вырасти. Все это будет зависеть от места, дня недели, времени суток и продолжительности парковочного сеанса. К примеру, в будние дни на одном участке за стоянку придется отдать,скажем, 80 рулей в час, на другом 40, а в выходные дни и там, и там будет бесплатно.

Предполагаемый штраф за неоплаченную парковку в 2500 рублей эксперт считает просто страшилкой. Проводя аналогию с другими странами, Михаил Яковлевич отмечает, что ситуаций, вынуждающих выписать штраф, быть не должно.Крупная сумма заставит оплачивать паркинг или пересесть на общественный транспорт. Однако стоимость стоянки точно не будет соотноситься с ценой билета на общественный транспорт - иначе водители не заметят разницу.

Ученый затронул и проблему с заставленными машинами дворами. Михаил Блинкин считает, что ситуация на некоторых площадках жилых домов выглядит даже хуже, чем в центральной части города. Во дворах машины паркуются на детских площадках, блокируют проезд экстренных служб и загораживают мусорные баки, но и этого пространства им мало.

- Город во дворах должен провести межевание, которое определит границы земельного участка. А все, что за межой – это общественное пространство, за него город вправе попросить плату, - добавил Михаил Яковлевич.

Несмотря на то, что сейчас почти ни один водитель не может представить себе передвижение в менее комфортных условиях, ученый прогнозирует избавление автомобильной зависимости через 10-15 лет. Тогда использование личного транспорта сведется к минимуму: люксовые, пригородные поездки и за покупками.