Так называемый четвертый антимонопольный пакет призван снизить нагрузку на бизнес, уменьшить участие государства в экономике. Основанием для разработки закона стала дорожная карта по развитию конкуренции и совершенствованию антимонопольной политики. Кроме того, закон был разработан на основе рекомендаций Организации экономического сотрудничества и развития. 

Первое изменение - расширяется институт предупреждения и предостережения за недобросовестную конкуренцию. Теперь в случае выявления признаков нарушения УФАС сначала направит предупреждение. На исправление ситуации дается не менее 10 дней. Если предупреждение выполняется, административное дело не возбуждается и лицо не привлекается к административной ответственности. Таким образом, бизнес получит возможность оперативно устранять нарушения законодательства без наложения штрафов, а в судах сократится количество рассматриваемых дел. Если же предупреждение остается без внимания и нарушения остаются, антимонопольное дело будет возбуждено. Комиссия будет устанавливать факт нарушения, а далее последует привлечение к ответственности. 

Таким образом, УФАС все больше становится органом предупредительного контроля, отметил Павел Козел. Однако благодаря новым изменениям ужесточена ответственность органов власти и местного самоуправления. Увеличилась максимальная сумма штрафов - до 50 тысяч рублей за действия или бездействия, приводящие к ограничению конкуренции. Кроме того, за повторное нарушение теперь грозит дисквалификация на срок от 6 месяцев до 3 лет. 

Еще одно изменение - упраздняется реестр лиц, имеющих долю на товарном рынке свыше 35 процентов. Данная поправка также значительно снизит нагрузку на бизнес. Реестр накладывал на хозяйствующие субъекты значительные ограничения, предусматривал ряд дополнительных обязанностей. Теперь не нужно будет отчитываться за каждое свое действие, сообщать в УФАС о своих сделках. Однако это не значит, что антимонопольный контроль станет мягче. 

Следующее нововведение - УФАС теперь не рассматривает частные жалобы физических лиц, то есть конкретное обращение по конкретным фактам. Частные жалобы физических лиц, связанные с договорными отношениями, будут автоматически перенаправляться в Роспотребнадзор. Частные жалобы, поступающие на банки, страховые организации, будут направлены в Национальный банк РТ. Однако коллективное обращение на нарушения системного характера будет рассматривать УФАС. 

Наконец, законодатель вводит такое понятие, как картель покупателей. Речь идет о запрете соглашения между хозяйствующими субъектами-конкурентами, осуществляющими приобретение товаров в одном сегменте рынка. Дело в том, что покупатели путем сговора могут влиять на рыночную ситуацию. К примеру, не понравится им очередное повышение цен - они могут договориться саботировать покупку. Теперь за подобные действия придется нести ответственность.