Заместитель начальника отдела охраны труда и промышленной безопасности Управления Казанского отделения дороги Лариса Серяпина уже много лет занимается этой проблемой. Она убеждена, что главной причиной несчастных случаев на железнодорожном транспорте является халатность и безалаберность самих пострадавших, а также незнание или нежелание знать элементарные правила поведения на дороге.

- К сожалению, под колеса поезда попадают в основном люди преклонного возраста, а также лица, находящиеся в нетрезвом состоянии, - говорит Лариса Вячеславовна. - Взять недавний случай на 764-м километре. Два пожилых мужчины вели непринужденную беседу, стоя... между путями на деревянном настиле. Когда вдали показался скорый поезд, люди, стоявшие на платформе, стали кричать и подавать им знаки, чтобы они ушли с дороги, но мужчины так увлеклись разговором, что ничего вокруг не видели и не слышали. Машинист принял меры к экстренному торможению, но было уже поздно: состав наехал на обоих, в результате чего осиротели две семьи. Кстати, тормозной путь поезда составляет, в зависимости от массы, скорости и количества вагонов, от 400 метров до одного километра! Об этом следует помнить всем, кто пользуется железнодорожным транспортом.

Рассеянность наших сограждан, попадающих в беду на «железке», просто поражает. Например, в осеннюю и весеннюю распутицу многие пассажиры, пользующиеся электричками, предпочитают добираться до посадочных платформ... исключительно по путям или между ними, что также чревато тяжелыми последствиями. К тому же эти люди рискуют оказаться «зажатыми» между двумя встречными составами, что также крайне опасно. Специалисты утверждают, что в этих случаях даже при скорости, равной 60 км/час, на ногах устоит далеко не каждый человек. Дело в том, что встречные потоки воздуха несущихся навстречу друг другу составов имеют такую огромную силу, что способны затянуть человека под поезд, как правило, имеющий большую скорость движения. Всем, кто попадет в такую ситуацию, советуем немедленно лечь или присесть на корточки и дождаться в таком положении разъезда составов.

- Многие несчастья возникают и из-за того, что некоторые граждане, пренебрегая правилами безопасности, стоят в ожидании поездов слишком близко к краю платформы, не учитывая габариты составов, а то и просто считают ворон, забывая, что находятся в месте повышенной опасности, - считает начальник милиции общественной безопасности Казанского ЛУВДт, подполковник милиции Александр Егоров. - Так случилось 20 сентября на остановочной платформе «Волга», где была травмирована пятилетняя девочка, мама и папа которой увлеклись разговором. К слову, число детей, пострадавших на дороге, невелико: за полгода был только один случай. Это говорит о том, что дети больше боятся поезда, чем взрослые, к тому же большинство из них находится под присмотром старших...

Многие родные пострадавших нередко говорят: «А куда смотрел машинист?» Разумеется, машинист смотрит прежде всего на дорогу, светофоры, следит за показаниями приборов, графиком движения. Особенно тщательно он наблюдает за путями на кривых участках, перед подъездом к станциям и переездам: тут он снижает скорость, дает предупредительные сигналы. Но если человек внезапно возник на перегоне, где нет ни остановки, ни платформы, то трагическая развязка неизбежна. Статистика - вещь упрямая. А она говорит, что в этом году все происшествия на Казанском отделении ГЖД, связанные с гибелью и травмированием людей, произошли исключительно по вине самих пострадавших. Правда, в прошлом году был один случай, когда за гибель пассажира, зажатого автоматической входной дверью на станции Юдино, осудили помощника машиниста электрички, который не сделал контрольного закрытия входных дверей. Но подавляющее число ЧП происходит, как мы уже сказали, по вине пассажиров.

42 человеческие жизни, унесенные за полгода, уже не вернуть. Но для того чтобы не случилось новых бед, всем нам просто необходимо помнить хотя бы об элементарных правилах безопасности: быть предельно внимательными и осторожными на путях, перронах вокзалов или остановочных платформах; передвигаться только по установленным дорожкам и переходам; не переходить через пути перед движущимся и под стоящим составом. И ни в коем случае не надеяться на русский авось, памятуя об одной простой истине, гласящей о том, что Бог бережет только береженого.

Владимир МУЗЫЧЕНКО.