Нет ничего вечного не только в одушевленном мире, но и в мире моторов. Постепенно, но неуклонно поршни, трущиеся о поверхность цилиндров, изнашивают их. Кроме этих основных деталей двигателя внутреннего сгорания есть и менее ответственные, но также необходимые узлы. Подшипники, вкладыши, пальцы, поршневые кольца - перечислять все детали нет смысла.
Как оценить «здоровье» мотора? Главным критерием была и остается компрессия в цилиндрах. У нормального двигателя она бывает в пределах 11 - 14 атмосфер в конце такта сжатия. Если показатель ниже 9, мотор можно считать изношенным, но еще не до такой степени, когда требуется капитальный ремонт. «Капиталка» обычно нужна мотору с компрессией ниже 7 - 8 атмосфер или если разброс компрессии по цилиндрам слишком велик.
Износ мотора происходит не всегда равномерно, и не все его части выходят из строя одновременно. Так, поршневые кольца, в зависимости от условий эксплуатации и применяемых моторных масел, могут закоксоваться. Это приведет к тому, что маслосъемные кольца в каждом цилиндре перестанут выполнять свои функции.  Повышенный расход масла, кстати, будет косвенным подтверждением износа маслосъемных колец. Если при этом зеркало цилиндра еще не изношено, а форма окружности не деформировалась «на эллипс», компрессия в цилиндрах остается в норме. Если же и дым сизый, и компрессия недостаточна, пора как минимум менять поршневые кольца комплектом. Вообще мотор, как никакой другой механизм, диагностируется с нормальной долей вероятности только после вскрытия.
Еще одним признаком «нездоровья» двигателя может быть влажный маслянистый налет на резьбовой части свечей зажигания. В этом случае иногда достаточно заменить копеечные детальки, называемые маслоотражательными (или маслосъемными) колпачками. Колпачки эти надеваются на клапаны, чтобы исключить попадание масла из газораспределительного механизма в камеру сгорания. Разумеется, если колпачки не справляются со своей задачей, свечи очень быстро засоряются и перестают выдавать нормальную искру. «Здоровье» газораспределительного механизма, кстати, также очень влияет на способность автомобиля нормально передвигаться. Случай со сбитыми фазами газораспределения рассмотрим как-нибудь в другой раз, а вот изношенные кулачки распредвала - тема как нельзя актуальная. Если кулачок приводит в движение клапан с запозданием или, наоборот, с опережением, смесь в цилиндре сгорает не оптимальным образом, следствием чего станет потеря мощности. «Лечится» этот дефект только заменой распредвала.
Подведем итог? При заявленном ресурсе «жигулевского» мотора около ста тысяч километров пробега его можно загнать вусмерть за какие-нибудь тридцать тысяч, если не менять вовремя масло, да еще и заливать в картер непроверенную дрянь, купленную по дешевке на сомнительном авторынке. А можно проездить полторы-две сотни тысяч, аккуратно соблюдая все меры профилактики. А именно - меняя масло через каждые пять-семь тысяч километров (разумеется, масло заведомо качественное), вовремя переходя на пониженные передачи, особенно если машина идет с полной нагрузкой, при замене масла обязательно менять масляный фильтр, причем устанавливать не абы какой, а проверенной марки. И уж совсем элементарной остается необходимость регулярно проверять уровень масла в картере.

Дядя ВАСЯ.