По проходимости автомобили довольно значительно разнятся в зависимости от компоновки и некоторых конструктивных особенностей. Прежде всего страдают от снежных заносов машины классической компоновки, поэтому с них и начнем наш автоликбез.

Опытные водители знают, что заднеприводная машина стремится зарыться ведущими колесами тем скорее, чем выше их обороты. С другой стороны, если ведущие колеса крутятся слишком медленно, мотор глохнет. Если машина уже застряла, можно попробовать выбраться из сугроба враскачку, на первой передаче нажимая и отпуская педаль газа. Очень важно поймать момент, когда машина пошла вперед, - тогда не зевайте, плавно прибавляйте газ и держите руль прямо. Кстати, это правило справедливо во всех случаях, если надо выбраться из снега или грязи. И еще: машина всегда охотнее идет вперед, нежели назад. Поэтому по возможности выезжайте прямо. Но если в самом начале преодоления сугроба машина забуксовала, немедленно сдавайте назад. Во-первых, будет возможность набрать разбег, во-вторых, останется шанс объехать препятствие. Что же касается преодоления препятствия с ходу, то тут все просто: заранее переходим на пониженную передачу (вторую или первую, в зависимости от глубины снега). Я бы рекомендовал перед штурмом провести разведку - измерить глубину сугроба. Если она по ступицу и больше, а шины у вас летние, лучше не рисковать и искать объезд. Но и на зимние шины уповать как на панацею не стоит. Не все модели шин одинаково хороши для езды по глубокому снегу.

К сожалению, бывает и так, что машина основательно увязла, а помощников в салоне нет. Да и место безлюдное. Не отчаивайтесь! Пока беда не нагрянула, перед выездом положите в багажник пару досок и прочную дощечку для домкрата. Завязнув в сугробе, вывесите по очереди оба ведущих колеса домкратом, подложив под них доски. Затем осторожно выезжайте, плавно прибавляя газ.

Теперь несколько слов о том, как правильно выталкивать машину. Прежде всего расставьте помощников так, чтобы их не забросало грязным снегом из-под ведущих колес. Одного поставьте в центре багажника, а двоих (при наличии такого количества людей) у боковых стоек кузова, открыв окна. Ну а дальше - раз, два, взяли! - и главное, соблюдайте общий ритм, причем толчки помощников должны совпадать с началом подгазовки.

Конечно, задний привод во многом не подарок, но и он обладает своими достоинствами, иначе такие корифеи, как Mercedes и BMW, не были бы принципиальными сторонниками этой компоновки.

А что же переднеприводные «лошадки»? В большинстве своем они намного проходимее «классики», но не настолько, чтобы претендовать на звание вездеходов. Исключение составляет разве что малышка «Ока», которая немногим уступает джипам-паркетникам, да и с «Нивой» может потягаться, разумеется, не на полном бездорожье.

Все основные приемы, изложенные для «классики», подходят и для «восьмого-девятого-десятого» семейств «ВАЗа», и для иномарок. Разница только в том, что благодаря передним ведущим колесам не обязательно выезжать по строго прямолинейной траектории. Конечно, начинать движение лучше при прямо установленных колесах, а уж потом - куда изволите.

По понятным причинам я не рассматриваю езду на джипах и полноприводных автомобилях. Их владельцы, во-первых, лучше меня знают, как надо ездить по сугробам, а во-вторых, их автомобили для того и сконструированы, чтобы проехать там, где кончается асфальт.

Ваш дядя ВАСЯ.