Не могу согласиться с распространенным мнением о том, что во всем виноваты школа и учителя-словесники. Педагогические вузы в основном выпускают хороших специалистов, в школах работают учителя, любящие свой предмет, поэтому попытка обвинить в неудачах обучающихся только школу неприемлема.
Многое зависит от нас самих: желательно как можно внимательнее следить за своей речью да и за речью своих близких.
- Каково состояние гуманитарного образования в современной российской высшей школе, на ваш взгляд?
- Во время научно-технических сенсаций и чудес инженерии гуманитарное образование в России как бы отходит на задний план. Но это только на первый взгляд. На самом деле гуманитарное образование развивается так же эффективно, как и другие науки. В Казанском федеральном университете, например, в том числе и в Елабужском институте, ведутся серьезные исследования по самым актуальным, востребованным в обществе и науке направлениям, таким как клиническая лингвистика, лингвография, цифровые технологии, коммуникативная лингвистика и психолингвистика и так далее. Гуманитарные науки сегодня стремятся соответствовать изменениям в обществе, экономике.
Действительно наблюдающийся некий перекос интересов в обществе с гуманитарного на техническое обязательно со временем изменится, ибо без воспитания творческой личности, ее богатого духовно-нравственного мироощущения общество не способно идти вперед. Русский мир, русский язык другим народам интересны сегодня как раз благодаря великому духовному, литературному наследию. Кто в мире не знает эти фамилии: Толстой, Чехов, Достоевский?
- Какие тенденции изменений существуют в современном русском языке? К чему они приведут? Ваше отношение к сокращениям и заимствованиям?
- Я думаю, для развития современного русского языка, как и для других языков мира в целом, характерны тенденции к демократизации норм, вариативности, экономии речевых средств. Например, это рост роли аббревиации как средства словообразования. В русском языке сегодня несколько тысяч аббревиатур: МВФ, ВЦИК, НАТО и прочее. Это число будет только возрастать, хотя абсолютно большая часть этих слов непонятна простому носителю языка. Или варианты произношения и ударения. Помню, нарочито с ударением на первом слоге произносил слово мышление наш преподаватель Энвер Ахунзянов. Варианты ударений в словах иначе, творог, симметрия и других уже закреплены в словарях-справочниках. Язык будет развиваться и использовать не совсем характерные для русского языка формы: такси-макси, фрукты-мрукты. Называть их грубым нарушением норм русского языка бесполезно: они проникают в нашу речь все больше.
Принцип стремления к простоте и экономии будет диктовать сокращение некоторых форм. Ведь в русском языке когда-то была богатая система временных форм, например, прошедшего времени, три формы числа, а сегодня только единственное и множественное и так далее.
Как мне кажется, бороться с активным внедрением новолексем не следует. Ведь с этими словами наш язык получает столько новых возможностей! Язык, как море, способен производить самоочистку: со временем останутся лишь нужные слова, ненужные уйдут сами. Не стоит отказываться и от интернационализмов. Даже варваризмы только украшают язык. Совсем другое дело, когда эти иноязычные слова начинают вытеснять наши собственные слова: импичмент (недоверие), презентация (представление), шопиться (покупать)...
- Согласны ли вы с утверждением, что использование нецензурной лексики уничтожает русский язык?
- С этим надо бороться! Ведь язык - это отражение характера народа. Когда я училась в 70-е годы в Казанском университете, с удовольствием слушала материал о словах категории состояния. Относительно новая часть речи, объясняла нам доцент Р.А.Юналеева, тематическая группа слов, выражающих крайне негативное состояние людей, например, представлена всего двумя словами: капут и крышка. Сегодня я читаю ту же тему, перечисляем вместе со студентами слова той же тематической группы: конец, капец, хана, каюк, кердык, кранты. То есть таких слов становится больше, значит, и агрессии в нас больше. Используя бранную лексику, мы сами становимся сплошным негативом. Возможно, на то есть объяснение: социальные, психологические предпосылки. Но за речью своей следить мы в силах!
- Что вы думаете о языке и стиле современных СМИ?
- Многие, в том числе и лингвисты, за снижение уровня грамотности населения обвиняют именно СМИ, особенно интернет-издания. Я же думаю, что дело обстоит как раз наоборот: в СМИ стали обращаться с языком не так бережно и осторожно, как раньше, в угоду интересам большинства населения. И журналисты стали говорить, писать, как все. Но есть мастера, читая тексты которых и слушая их передачи, все больше влюбляешься в русский язык, убеждаешься в том, насколько он гибкий и выразительный.
Совершенно негативное влияние, как мне кажется, оказывает некая игра в демократию в интернет-изданиях. Там есть возможность оставлять комментарии. Вот в этих-то комментариях весь арсенал всевозможных нарушений норм языка. Я понимаю, ограничивать читателей в возможности комментировать нехорошо, но такие комментарии читают многие. А в них часто нет и тени тактичности, не говоря о соблюдении норм языка. Следует об этом серьезно подумать! Возможно, все сообщения, комментарии должны быть опубликованы только после правки корректора.
- Существует ли вероятность того, что русский язык утратит статус мирового? Когда это может произойти?
- Как известно, статусом «мировой язык» обладают 6 языков: английский, арабский, испанский, китайский, русский и французский. Я думаю, что ни один из них свой статус в ближайшие десятилетия не потеряет. У каждого целая гамма условий-факторов, подтверждающих вес языка. Например, для французского это больше дань традиции, государственный статус в ряде стран, для китайского это число носителей и темпы развития экономики; для русского языка, на мой взгляд, это роль великой русской литературы, культуры и науки. Никакие санкции не способны вычеркнуть роль русского языка в мировом общекультурном пространстве. Я часто езжу и вижу, что даже в тех государствах, которые когда-то объявили бойкот русскому языку, население все больше обращает взор в горизонты русского языка. Это и Молдова, и Грузия, и республики Средней Азии... Тотальный диктант пишут с каждым годом все в большем числе стран, все большее количество людей из других государств хотят освоить русский язык как иностранный. Интерес к русскому языку высок, и таковое в дальнейшем будет только усиливаться.
- Каким вам видится будущее русского языка, допустим, лет через 50?
- Русский язык будет развиваться, лексика обогащаться за счет новых слов. Тенденция к универсализации не означает, что в мире останутся один-два языка (английский, китайский). В то же время я не исключаю, что русский язык постепенно будет претерпевать некие изменения в нормах. Русский язык так же богат и разнообразен во всевозможных исключениях и отклонениях. Возможно, язык станет более простым и более четко структурированным. Но это перспектива на столетия.
Каждый язык прекрасен по своей сути, но распространенность в мире получают в первую очередь языки простые, логически четко построенные. Конечно, всегда бывают исключения. Например, китайский язык для меня остается загадкой: с несколькими тысячами иероглифов и интонационно-просодическими «чудесами» он остается популярным в мире. Наши учащиеся часто не могут разобраться и с 33 буквами русского алфавита.
Одним словом, через 50 - 100 лет я вижу русский язык так же в числе самых популярных и изучаемых языков, как и сейчас.