Тема вызвала большой резонанс среди выпускников и учителей школ из-за спорной формулировки. Для некоторых людей профессия, выбранная еще в детстве, становится призванием. Но как быть тем, для кого она стала разочарованием?

На втором курсе Санкт-Петербургского университета я поняла, что ошиблась. Продолжала ходить на лекции, выполнять лабораторные, готовиться к сессии, но уже прекрасно понимала: не то. Я не программист, не инженер и вообще совершенный гуманитарий. Зачетка пестрила размашистыми «отл.» по истории, философии и другим немногочисленным гуманитарным предметам. А унылые «удовл.» по матанализу и теории вероятностей лишь подтверждали мою догадку. И тогда я решила забрать документы.

Причин, по которым студенты уходят, множество. Наиболее частая из них - разочарование в профессии или учебе

Самое сложное на этом этапе - признаться себе, что ты ошибся. Приложил много усилий, но просчитался, не прислушался к себе или руководствовался чем-то несущественным при выборе специальности. Второе по сложности - объяснить это другим.

Обычно первой реакцией близких становится недоумение, возмущение и даже шок. Худшее, что могут сделать родители в этот момент, - начать давить. Говорить, что проще доучиться, что второй раз на бюджет не возьмут (это, к слову, неправда, на бюджет можно поступать до тех пор, пока не получишь диплом), что вложено столько сил, времени, денег… На деле в этих словах нет ничего нового для человека, принявшего решение уйти из вуза. Скорее всего, он уже приводил все эти аргументы самому себе.

Причин, по которым студенты уходят, множество. Наиболее частая из них - разочарование в профессии или учебе. И если второе является прямым следствием несовершенства системы высшего образования, навязывающей будущему специалисту или бакалавру тонну ненужных теоретических знаний, но не предоставляющей достаточного количества практики, то отправной точкой первого является школа. Именно здесь в нас закладывают представления о том, что может стать подходящей специальностью для ученика, основываясь лишь на его предрасположенности к определенному набору дисциплин. На деле же невозможно уместить все разнообразие специальностей в комбинацию из трех школьных предметов. Более того, если ученику хорошо дается математика, это не значит, что ему обязательно нужно поступать на физмат, а если литература - на филфак.

В школе я решила, что хочу поступать на филологический. Для родителей это звучало как приговор. В их голове выстраивалась картинка библиотекаря или школьного учителя, работающего на две ставки, в лучшем случае - редактора в местной газете.

Родителей разочаровывать не хотелось, поэтому уже в старших классах я принялась усиленно подтягивать информатику и математику, потому что IT - это престижно и денежно. В общем, полная противоположность филологии.

От многих своих друзей и однокурсников я слышала похожие истории. Они шли учиться, толком не представляя, что их ждет и чему именно будут там обучать. Даже те, кто выбирал свою специальность осознанно, через два или три года учебы приходят к той же мысли: мы занимаемся совсем не тем, чем хотели бы и чего ожидали. Разочарованные, они переходят на заочное обучение, берут академический отпуск, переводятся в другие вузы или уходят совсем. Не все решаются на это, большинству проще доучиться один-два года, получить диплом, чтобы потом начать искать по-настоящему интересную для себя работу.

Сейчас я заново сдала ЕГЭ и готовлюсь к поступлению на факультет журналистики нескольких московских вузов. Рассказывая свою историю, часто сталкиваюсь с сочувствием собеседников. Мол, какая жалость, столько времени потеряла… Мне странно такое слышать, потому что я не считаю его потерянным. Три года, подарившие мне бесценный опыт самостоятельной жизни, друзей в другом городе и осознание по-настоящему интересной для меня профессии, не кажутся потерей. Уходить из вуза было страшно, но мысль о том, что придется посвятить годы нелюбимой специальности, оказалась гораздо страшнее.

От редакции
Когда верстался номер, стало известно, что автор этих строк Камилла Аюпова поступила на бюджетное отделение факультета журналистики МГУ имени М.В.Ломоносова. В творческом конкурсе, где в том числе учитывались и ее публикации в «Казанских ведомостях», будущая студентка получила 98 баллов из 100 возможных. Всего, включая результаты ЕГЭ, она набрала 380 баллов. Редакция искренне поздравляет своего стажера!