100 историй о суверенитете. Продолжение

Сегодня своими воспоминаниями для серии «100 историй о суверенитете» делится гость «КВ» - директор Института истории им. Ш.Марджани Академии наук РТ Рафаэль Хакимов.

news_top_970_100

В прошлом Госсоветник Президента РТ в 90-е годы прошедшего века был в центре всех событий, связанных с борьбой Татарстана за новый государственный статус. Активный участник переговоров по подписанию Договора «О разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Татарстан» рассказывает, как это было.

Чему нет цены

До сих пор многие не могут понять: как в 1994 году нашей республике удалось подписать двусторонний договор с Россией? 

- Вспомните, кто только не садился за стол российско-татарстанских переговоров! Политики, чиновники, ученые… Обе стороны спорили до белого каления, обсуждая пункты договора. В ход шло все! Аргументы, уловки и даже угрозы, лишь бы добиться своего, - вспоминает Рафаэль Хакимов. - Особая позиция Татарстана вызывала непонимание у центра. Опытные юристы в ходе переговоров просто взрывались: 

- Вы что?! Из России выходите?!

Снова и снова татарстанцам приходилось искать все новые доводы, чтобы убедить в своей правоте центр. И вот исторический день настал. 15 февраля 1994 года под договором поставили подписи Президент России Борис Ельцин и Президент Татарстана Минтимер Шаймиев. Впервые в российской истории был подписан документ, означающий, что Татарстан отныне имеет государственный статус… Статус, который позволяет, во-первых, на равных строить работу с центром. А во-вторых, самостоятельно вести внешнеэкономическую деятельность.

Спустя многие годы участники переговоров встретились в Казани на семинаре. Когда-то яростные спорщики теперь заключили друг друга в дружеские объятия. Из их уст то и дело звучало: 

- Ну как в такие трудные времена мы нашли общий язык?! Как мы сумели?! Вы только представьте, что могло быть! 

В самом деле, сегодня, когда на всем земном шаре конфликты только усиливаются, опыт Татарстана просто уникален. Россияне и татарстанцы показали всему миру, как надо договариваться, имея иные ценности, иную культуру, иную религию… Сесть за стол - и договориться! Этому нет цены!

«Мы вас шапками закидаем!»

Договорной процесс между Москвой и Казанью шел непросто. Атмосфера за столом переговоров накалялась до предела. Участники обсуждения вели себя очень жестко, совсем даже неинтеллигентно. Стенограмма не велась, и москвичи выражения не выбирали, вспоминает Рафаэль Хакимов. Срывались на крик: 

- Вы что там себе в Казани вообразили? Вы что с нами на равных? Вашу республику из Москвы вообще не видно! Куда вы лезете? Да мы вас шапками закидаем! Мы вам устроим экономическую блокаду! 

Татарстанцы смотрели на карту России, и сердце у них замирало: на огромной территории где-то маленький Татарстан… 

Чтобы настоять на своем, членам татарстанской делегации приходилось демонстрировать знание международного права, становиться хорошими психологами. Да и нервы надо было держать в кулаке. 

- Помню, после первого дня переговоров мой сосед по номеру в гостинице Фандас Сафиуллин с порога прошел к кровати. Лег и не шевелится, - рассказывает Рафаэль Хакимов. - Я ему: «Фандас! Давай чай попьем?» А он: «Нет, не могу!»

Крепкий мужик, полковник Советской Армии просто впал в ступор от увиденного и услышанного за столом переговоров. Вот как непросто все начиналось. 

«Война войной, а обед по расписанию»

Большую роль в успехе переговоров между Москвой и Казанью сыграла тактика, которую выработали татарстанцы, считает Рафаэль Хакимов:

- Особенностью наших переговоров с Москвой была открытость. Диалог с центром шел на трех уровнях. Первый - президенты Ельцин и Шаймиев. Второй - правительственный: премьер-министры Черномырдин и Сабиров. А третий - на уровне министерств. 

Мы сразу сказали своим оппонентам: «Договор договором, но нашим людям надо жить сегодня. Давайте сделаем так, чтобы не усложнять им и без того нелегкую жизнь». Поэтому с самого начала мы обсуждали конкретные вопросы, жизненно важные для населения. В этот процесс оказались вовлечены сотни людей с обеих сторон - работники министерств, ведомств… В итоге еще до заключения договора с обеих сторон было подписано три соглашения - по экономике, образованию, экологии. И еще ряд соглашений - вместе с договором. 

Политика политикой, а в реальной жизни у людей должно быть тепло, свет, вода, еда... Да много чего надо обществу! В Казани хорошо понимали, что население республики не должно страдать от политических амбиций.

Кольцо для Ельцина

- Переговоры между Москвой и Казанью шли так долго, - продолжает Хакимов, - что через некоторое время из двух делегаций сложился какой-никакой коллектив. Позиции у всех разные, а цель-то одна - договориться. Это сильно сказалось на ходе переговоров. Со временем у нашего договора появилось много сторонников не только в Казани, но и в Москве. Они просто взяли в кольцо российского Президента Бориса Ельцина: надо подписать! 

Вот чего не было в других республиках! С высоты двадцать первого века видно, у нас был удачный опыт. В современном мире такого опыта, к сожалению, очень мало. Договор способствовал созданию стабильности в республике. Мы получили столько самостоятельности, что основательно взялись за развитие долгосрочной экономики. 

Сегодня не только в Москве, в России многих приводит в восхищение Татарстан. К нам едут инвесторы, спешат туристы… А когда-то у республики была дурная слава «острова коммунизма», как назвала ее газета «Вашингтон пост». Другие называли и сепаратистами, и националистами, и партноменклатурой.

Загадочная Казань

Директор Института истории им. Ш.Марджани Академии наук Татарстана Рафаэль Хакимов вспоминает, как один из профессоров Калифорнийского университета в Беркли (США) прямо в лоб задал ему вопрос: 

- Почему, когда вы боролись за суверенитет, у вас в Татарстане не было конфликта?
- Татары и русские столетиями живут вместе на одной территории. Этот опыт положительно сказался, - ответил Хакимов.

- В Боснии участники конфликта мирно бок о бок жили веками! - тут же возразил профессор. 
- У нас много смешанных браков, - продолжил Рафаэль Хакимов, - почти треть.

- В Боснии то же самое! - отмахнулся от этого аргумента американец.
- Мы не хотели воевать! - подчеркнул татарский ученый.

- Население Боснии тоже не хотело воевать! Почему же у вас не было конфликта?! - американец был весьма настойчив. 
Убедительный ответ у Хакимова наконец нашелся: 
- Все дело в нашей политике, которую мы проводим. Это взвешенность. Это терпение. Плюс правильные технологии ведения переговоров. А еще столица  нашей республики формирует в нас особую ментальность - казанскую. Это в Москве хорошо видно. Большой чиновник на Старой площади как-то очень точно подметил: «Интересный вы народ - казанцы! Всегда четко знаете, чего хотите!»

news_right_column_240_400