Представляем гостя Адель Юнусович Вафин родился 4 ноября 1973 года. В 1997 году закончил КГМУ по специальности «Лечебное дело», в 2000 году - аспирантуру на кафедре гистологии КГМУ, Академию государственного муниципального управления при Президенте РТ (заочно) - факультет экономики. С 2001 по 2007 г. - региональный управляющий в ООО «Дрегер медицинская техника». С августа по декабрь 2007 года - председатель постоянной комиссии по социально-экономическому развитию и муниципальной собственности Казгордумы. С 2007 года - первый заместитель министра здравоохранения Республики Татарстан. В 2010 году закончил КФУ (КГФЭИ) по программе «Мастер делового администрирования». В 2013 году назначен министром здравоохранения РТ. Женат, воспитывает четверых сыновей.
- Адель Юнусович, вас признали идеологом высокотехнологичной медицины в РТ, и достижения последних лет в этой области - прямое тому подтверждение. Когда высокие технологии и элементарные удобства для персонала и посетителей придут наконец в городские и районные поликлиники?
- Прежде чем начать модернизацию, необходимо ликвидировать кадровый дефицит в первичном звене. На сегодня из 672 свободных вакансий в министерстве здравоохранения почти 500 - специалисты поликлиник. Самый действенный способ решения этой острой проблемы - финансовая поддержка. Доказательство тому - национальный проект «Здоровье», при выполнении которого был применен целый ряд инструментов, и самым эффективным оказались доплаты. Напомню, 10 тысяч рублей - врачам, 5 тысяч - медсестрам. Такой ход позволил несколько увеличить численность врачей в первичном звене. За три года действия проекта около 600 врачей перешли работать в первичное звено. - Какие меры сейчас будут предприниматься?
- Совместно с правительством РТ решено вновь внедрить стимулирующие меры. Речь идет о доплатах врачам общей практики, врачам-участковым терапевтам, врачам-участковым педиатрам и узким специалистам. Прежние доплаты, которые теперь не будут зависеть ни от стажа, ни от категории, что важно для молодых специалистов, увеличатся в полтора раза: врачам общей практики, участковым терапевтам, участковым педиатрам - до 15 тысяч рублей, узким специалистам - до 7 тысяч 300 рублей.
- Некоторые скептики считают, что высокотехнологичное оборудование простаивает в больницах, потому что на нем некому работать. Что вы на это скажете?
- Я в корне не согласен с этим. Скептикам отвечу, что вся модернизация в здравоохранении Татарстана проводилась последовательно, поэтапно. Начало было заложено в 2006 году, когда на оснащение и капитальный ремонт 7 ведущих республиканских медицинских центров было выделено более 3 миллиардов рублей. В цифрах - это 50 современных операционных, оснащение современным оборудованием 131 реанимационной койки, множество компьютерных, магнитно-резонансных томографов. Нынешняя модернизация происходит с учетом наработанного опыта тех лет, и наше ведомство не закупило ни одного оборудования, технологии которого ранее не использовались или были использованы на 50 - 60 процентов. Можно сказать, мы провели модернизацию для тиражирования высокотехнологичных методов лечения и выращивания своих специалистов. Последовательная политика модернизации в здравоохранении Татарстана привела к тому, что сегодня все технологии эффективно используются и у нас есть кому с ними работать. - В интервью вы нередко связываете первичное звено и высокотехнологичные медцентры.
- Без первичного звена, с которого начался наш разговор, невозможны были бы высокие технологии. Сами по себе подобные центры работать не могут. Все начинается с поликлиники: направление на лечение, первичная диагностика. Работа с первичным звеном в профессиональном плане началась как раз тогда, когда мы принялись поднимать высокотехнологичную медицину, когда специалисты ведущих центров Татарстана вместе с врачами-участковыми специалистами проводили отбор пациентов на высокотехнологичную медицинскую помощь. Надо ведь знать, кому показаны дорогостоящие виды исследований, лечение. Мы не можем просто отфильтровывать больных и обследовать на уровне высокотехнологичных центров - это неэффективно. Поэтому необходимо, чтобы пациенты в эти центры приходили уже обследованными из поликлиник.
- Каково положение в сельской медицине? Стимулирует ли миллионная выплата выпускников медвуза работать на селе?
- Несомненно, миллион подъемных - весомый аргумент, хорошая стимуляция, желающих воспользоваться этим предложением немало. Взять, к примеру, Сармановскую районную больницу. Казалось бы, территориально она не привлекательна, расположена вдали от Казани, Набережных Челнов. Но даже этот фактор не отпугнул молодых специалистов. На сегодняшний день там успешно работает 15 человек - молодежь из разных регионов России, которая получила стимулирующие выплаты в 1 миллион рублей. Некоторые приехали даже врачебными семьями, где оба супруга - медики. Трудность тиражирования подобного метода заключается в том, что в Татарстане не так много населенных пунктов, которые попадают под необходимый для выплат статус. Это должно быть либо крупное село, либо рабочий поселок, где есть врачебная амбулатория. - Сколько всего выпускников медвуза выбрали село?
- В 2012 году - 150 молодых специалистов, в прошлом году удалось направить 56 человек. На 2014 год мы получили подтверждение заявки на 80 специалистов. Напомню, это касается врачей до 35 лет, которые обязаны отработать на селе 5 лет. - Какая перспектива у небольших детских стационаров?
- Один из основных приоритетов в здравоохранении республики в последние годы - развитие учреждений детства и родовспоможения. В Татарстане никогда не экономили на этом - у нас самая низкая детская смертность по Приволжскому федеральному округу. В республике много лет реализовывалась республиканская целевая программа «Дети Татарстана». В ее рамках в той же самой 1-ой детской больнице мы закупили инкубатор для новорожденных, аппарат искусственной вентиляции легких, мониторы. В этом году мы постараемся обеспечить неонатальным оборудованием.
У министерства здравоохранения республики есть государственное задание концентрировать ресурсы на базе Детской республиканской клинической больницы. Сегодня в ДРКБ созданы современные отделения физиотерапии, реанимации и интенсивной терапии для новорожденных, расширено отделение патологии. Часть средств будет направлена в детскую больницу города Казани, часть - на создание службы консультационно-диагностической помощи, которая разместится во 2-й детской поликлинике Казани на улице Шмидта. В ней прием будут вести специалисты кафедр КГМУ.Неотложка разгрузит скорую
- Какие выводы были сделаны после акции врачей скорой помощи Казани?
- Вывод один: недопустимо задерживать заработную плату не только в службе скорой помощи, но и во всех структурах ведомства. Мы знаем, какие условия работы в скорой помощи, какая интенсивность вызовов, с чем приходится сталкиваться бригадам. Между тем, возникшая ситуация должна обратить внимание населения на то, что люди вызывают скорую по незначительным недомоганиям, с которыми надо обращаться в поликлинику. Традиционно рост вызовов (случается по 25 за смену на одну бригаду!) наблюдается, когда закрываются поликлиники. В том же самом Израиле бригада выезжает всего 5 - 8 раз за смену.- Какие изменения будут в первичном звене скорой помощи?
- Создание отделений неотложной помощи на базе городских поликлиник. Они будут работать на участке, снабжены автомобилем, укомплектованы фельдшерами. К слову, для подобного отделения есть уже внедренное оборудование, метко прозванное журналистами чудо-чемоданчиком. Это портативное переносное устройство, в котором есть ЭКГ, измеритель сахара, анализатор мочи, а также ноутбук, куда записываются все данные пациента. Чтобы выполнить эти измерения, хватает квалификации и образования среднему медицинскому работнику. Самое главное, чтобы интерпретацию этих показаний проводил врач. Наша задача - подготовить фельдшеров по определенным программам для работы в отделениях неотложной помощи. Таким образом, на участках появится больше диагностических возможностей при исследовании больных с хроническими заболеваниями. - Назовите три самых ярких, на ваш взгляд, события, случившихся в министерстве здравоохранения в прошлом году.
- Безусловно, открытие Центра ядерной медицины, Центра экстренной медицины и - я бы отметил с учетом наших приоритетов - поликлиники №3 Детской республиканской клинической больницы. Ее можно позиционировать как крупнейший в России консультационно-диагностический центр. Она оказывает консультативно-диагностическую помощь 77 тысячам жителей трех районов Казани: Советского, Приволжского и Вахитовского. Здесь доступны консультации узких специалистов, бесплатное лечение. Пациента не делят между учреждениями, специалистами. Есть психиатры, фтизиатры, функционирует центр по работе с детьми, которые находятся в трудной жизненной ситуации. В поликлинике работает принцип, который широко практикуется в Израиле, - управление болезнью. Когда человек приходит в одно учреждение и вокруг конкретной патологии выстраивается вся необходимая логистика и помощь специалистов для того, чтобы максимально решить вопрос в одном месте.
Кадры вернут доплаты
- Адель Юнусович, вас признали идеологом высокотехнологичной медицины в РТ, и достижения последних лет в этой области - прямое тому подтверждение. Когда высокие технологии и элементарные удобства для персонала и посетителей придут наконец в городские и районные поликлиники?
- Прежде чем начать модернизацию, необходимо ликвидировать кадровый дефицит в первичном звене. На сегодня из 672 свободных вакансий в министерстве здравоохранения почти 500 - специалисты поликлиник. Самый действенный способ решения этой острой проблемы - финансовая поддержка. Доказательство тому - национальный проект «Здоровье», при выполнении которого был применен целый ряд инструментов, и самым эффективным оказались доплаты. Напомню, 10 тысяч рублей - врачам, 5 тысяч - медсестрам. Такой ход позволил несколько увеличить численность врачей в первичном звене. За три года действия проекта около 600 врачей перешли работать в первичное звено. - Какие меры сейчас будут предприниматься?
- Совместно с правительством РТ решено вновь внедрить стимулирующие меры. Речь идет о доплатах врачам общей практики, врачам-участковым терапевтам, врачам-участковым педиатрам и узким специалистам. Прежние доплаты, которые теперь не будут зависеть ни от стажа, ни от категории, что важно для молодых специалистов, увеличатся в полтора раза: врачам общей практики, участковым терапевтам, участковым педиатрам - до 15 тысяч рублей, узким специалистам - до 7 тысяч 300 рублей.
- Некоторые скептики считают, что высокотехнологичное оборудование простаивает в больницах, потому что на нем некому работать. Что вы на это скажете?
- Я в корне не согласен с этим. Скептикам отвечу, что вся модернизация в здравоохранении Татарстана проводилась последовательно, поэтапно. Начало было заложено в 2006 году, когда на оснащение и капитальный ремонт 7 ведущих республиканских медицинских центров было выделено более 3 миллиардов рублей. В цифрах - это 50 современных операционных, оснащение современным оборудованием 131 реанимационной койки, множество компьютерных, магнитно-резонансных томографов. Нынешняя модернизация происходит с учетом наработанного опыта тех лет, и наше ведомство не закупило ни одного оборудования, технологии которого ранее не использовались или были использованы на 50 - 60 процентов. Можно сказать, мы провели модернизацию для тиражирования высокотехнологичных методов лечения и выращивания своих специалистов. Последовательная политика модернизации в здравоохранении Татарстана привела к тому, что сегодня все технологии эффективно используются и у нас есть кому с ними работать. - В интервью вы нередко связываете первичное звено и высокотехнологичные медцентры.
- Без первичного звена, с которого начался наш разговор, невозможны были бы высокие технологии. Сами по себе подобные центры работать не могут. Все начинается с поликлиники: направление на лечение, первичная диагностика. Работа с первичным звеном в профессиональном плане началась как раз тогда, когда мы принялись поднимать высокотехнологичную медицину, когда специалисты ведущих центров Татарстана вместе с врачами-участковыми специалистами проводили отбор пациентов на высокотехнологичную медицинскую помощь. Надо ведь знать, кому показаны дорогостоящие виды исследований, лечение. Мы не можем просто отфильтровывать больных и обследовать на уровне высокотехнологичных центров - это неэффективно. Поэтому необходимо, чтобы пациенты в эти центры приходили уже обследованными из поликлиник.
Село и миллионщики
- Каково положение в сельской медицине? Стимулирует ли миллионная выплата выпускников медвуза работать на селе?
- Несомненно, миллион подъемных - весомый аргумент, хорошая стимуляция, желающих воспользоваться этим предложением немало. Взять, к примеру, Сармановскую районную больницу. Казалось бы, территориально она не привлекательна, расположена вдали от Казани, Набережных Челнов. Но даже этот фактор не отпугнул молодых специалистов. На сегодняшний день там успешно работает 15 человек - молодежь из разных регионов России, которая получила стимулирующие выплаты в 1 миллион рублей. Некоторые приехали даже врачебными семьями, где оба супруга - медики. Трудность тиражирования подобного метода заключается в том, что в Татарстане не так много населенных пунктов, которые попадают под необходимый для выплат статус. Это должно быть либо крупное село, либо рабочий поселок, где есть врачебная амбулатория. - Сколько всего выпускников медвуза выбрали село?
- В 2012 году - 150 молодых специалистов, в прошлом году удалось направить 56 человек. На 2014 год мы получили подтверждение заявки на 80 специалистов. Напомню, это касается врачей до 35 лет, которые обязаны отработать на селе 5 лет. - Какая перспектива у небольших детских стационаров?
- Один из основных приоритетов в здравоохранении республики в последние годы - развитие учреждений детства и родовспоможения. В Татарстане никогда не экономили на этом - у нас самая низкая детская смертность по Приволжскому федеральному округу. В республике много лет реализовывалась республиканская целевая программа «Дети Татарстана». В ее рамках в той же самой 1-ой детской больнице мы закупили инкубатор для новорожденных, аппарат искусственной вентиляции легких, мониторы. В этом году мы постараемся обеспечить неонатальным оборудованием.
У министерства здравоохранения республики есть государственное задание концентрировать ресурсы на базе Детской республиканской клинической больницы. Сегодня в ДРКБ созданы современные отделения физиотерапии, реанимации и интенсивной терапии для новорожденных, расширено отделение патологии. Часть средств будет направлена в детскую больницу города Казани, часть - на создание службы консультационно-диагностической помощи, которая разместится во 2-й детской поликлинике Казани на улице Шмидта. В ней прием будут вести специалисты кафедр КГМУ.
Неотложка разгрузит скорую
- Какие выводы были сделаны после акции врачей скорой помощи Казани?
- Вывод один: недопустимо задерживать заработную плату не только в службе скорой помощи, но и во всех структурах ведомства. Мы знаем, какие условия работы в скорой помощи, какая интенсивность вызовов, с чем приходится сталкиваться бригадам. Между тем, возникшая ситуация должна обратить внимание населения на то, что люди вызывают скорую по незначительным недомоганиям, с которыми надо обращаться в поликлинику. Традиционно рост вызовов (случается по 25 за смену на одну бригаду!) наблюдается, когда закрываются поликлиники. В том же самом Израиле бригада выезжает всего 5 - 8 раз за смену.- Какие изменения будут в первичном звене скорой помощи?
- Создание отделений неотложной помощи на базе городских поликлиник. Они будут работать на участке, снабжены автомобилем, укомплектованы фельдшерами. К слову, для подобного отделения есть уже внедренное оборудование, метко прозванное журналистами чудо-чемоданчиком. Это портативное переносное устройство, в котором есть ЭКГ, измеритель сахара, анализатор мочи, а также ноутбук, куда записываются все данные пациента. Чтобы выполнить эти измерения, хватает квалификации и образования среднему медицинскому работнику. Самое главное, чтобы интерпретацию этих показаний проводил врач. Наша задача - подготовить фельдшеров по определенным программам для работы в отделениях неотложной помощи. Таким образом, на участках появится больше диагностических возможностей при исследовании больных с хроническими заболеваниями. - Назовите три самых ярких, на ваш взгляд, события, случившихся в министерстве здравоохранения в прошлом году.
- Безусловно, открытие Центра ядерной медицины, Центра экстренной медицины и - я бы отметил с учетом наших приоритетов - поликлиники №3 Детской республиканской клинической больницы. Ее можно позиционировать как крупнейший в России консультационно-диагностический центр. Она оказывает консультативно-диагностическую помощь 77 тысячам жителей трех районов Казани: Советского, Приволжского и Вахитовского. Здесь доступны консультации узких специалистов, бесплатное лечение. Пациента не делят между учреждениями, специалистами. Есть психиатры, фтизиатры, функционирует центр по работе с детьми, которые находятся в трудной жизненной ситуации. В поликлинике работает принцип, который широко практикуется в Израиле, - управление болезнью. Когда человек приходит в одно учреждение и вокруг конкретной патологии выстраивается вся необходимая логистика и помощь специалистов для того, чтобы максимально решить вопрос в одном месте.