Александр Потапов: Детей надо учить, как не попадать в информационные ловушки

news_top_970_100
Автор фото: Фарит Муратов

Как поднять статус педагога? Что сегодня для молодых значат понятия «Родина», «патриотизм»? Есть ли точки соприкосновения у реального мира и цифрового? Об этом наша беседа с гостем редакции «Казанских ведомостей» - победителем конкурса «Лучший молодой ученый Республики Татарстан - 2023» Александром Потаповым. 

Представляем гостя
Александр Потапов родился в Бугульме 30 лет назад, вскоре семья переехала в Казань. Папа служил в МВД, мама - врач. Первое высшее образование получил в Российском государственном университете правосудия, отслужил в армии. После армии прошел профессиональную переподготовку в КФУ, получил педагогическое образование. Аспирант Казанского государственного института культуры, заместитель директора центра непрерывного образования КазГИК.
Александр Потапов - победитель конкурса «Лучший молодой ученый Республики Татарстан - 2023» в номинации «Лучший аспирант в области социогуманитарных наук». Диплом победителю вручил министр науки и высшего образования РФ Валерий Фальков на торжественном мероприятии, посвященном Дню российской науки, с участием Раиса Татарстана Рустама Минниханова.
Одна из тем, которую разрабатывает ученый, - актуальные педагогические технологии по реализации гражданско-патриотического воспитания в дополнительном образовании.

 

«У ученого должно быть право на ошибку»

- Александр Сергеевич, что такое социогуманитарные науки? И почему они важны и актуальны именно сегодня?
- Все понимают, что такое точные, естественные науки и для чего они нужны, а по социогуманитарным возникают вопросы. История, педагогика, филология, психология - это науки, которые изучают общество и человека, законы существования в этом обществе. Эти законы важно знать, чтобы человек ощущал себя не винтиком огромной машины, а личностью. В наше время, на мой взгляд, происходит симбиоз точных и естественных наук. Это позволяет совершать прорывы в инновационных технологиях, но и о развитии гуманитарных наук забывать нельзя. Историческое образование является принципиальным элементом в формировании личности.

- Какие перспективы открываются сегодня перед молодым ученым?
- Государственная политика всесторонне поддерживает тех, кто занимается наукой. Сейчас есть возможность реализовать свои идеи, главное - быть активным, не бояться продвигать проекты. У многих великих ученых поначалу не оправдывались их смелые гипотезы, но они не бросали свои исследования и в итоге добивались успеха. В любой науке необходимо пробовать, ошибаться, заново пробовать. У ученого должно быть право на ошибку. На самом деле то, что современники считали ошибкой, может оказаться гениальным прозрением. Ученые могут заглянуть в будущее дальше обычного человека, и бывает так, что только спустя много лет их казалось бы фантастические идеи, открытия получают научное обоснование и воплощаются в жизнь. 

«Молодежь не делит людей на «свой» - «чужой»

- Есть точки соприкосновения у социогуманитарных наук и цифровизации?
- Татарстан занимает лидирующие позиции по уровню цифровизации. Цифровые технологии открывают в преподавании, учебе такие возможности, которых еще несколько лет назад не было. Перед каждым открыты все дороги, и неважно, где ты живешь - в столице или глубинке. Сегодня главное - умение ориентироваться в огромном потоке информации, и школа должна учить, как и где необходимую информацию искать, как с ней работать, оценивать и сортировать, чтобы не попадать в информационные ловушки.

Да, есть зависимость от гаджетов. Это обратная сторона цифровизации. Но на государственном уровне принимаются решения, чтобы как-то снизить негативное влияние цифровых гаджетов, например, в школах на уроках запрещено пользоваться мобильным телефоном, планшетом.

- Недавно в Казани состоялись «Игры будущего» - это яркий и уникальный пример объединения реального мира и цифрового…
- У молодежи есть огромная необходимость в объединении. Человеку важно чувствовать, что он не один, понимать свое место и свою роль в команде. «Игры будущего» объединили и соревновательный момент, и компьютерные технологии, и реальные спортивные состязания. И здорово, что в этот новый формат игр вовлечены молодые ребята из разных стран. У них еще нет барьеров в общении. Они не делят людей на «мой» - «не мой», «свой» - «чужой». Для них есть люди, с которыми им интересно или неинтересно общаться, а национальность, цвет кожи, из какой страны человек - значения не имеет. Для них действительно не существует границ. Это пример того, когда цифровые технологии используются во благо. 

«Мы живем в период мощной перезагрузки идеологии»

- Как разговаривать с современной молодежью на темы патриотизма, когда мир открыт, границы стираются?
- Подростковый возраст - это то благодатное время, когда можно влиять на формирование ценностей человека, и если мы хотим, чтобы у нас подрастало поколение, для которого понятия «патриотизм» и «гражданственность» не пустой звук, надо целенаправленно работать.

После развала Советского Союза не было идеологии, которая бы объединяла всех граждан страны. Сегодня мы живем в период мощной перезагрузки идеологии. Растет поколение, для которого война - это не какое-то отвлеченное понятие, не что-то далекое, не компьютерная игра, а реальность, коснувшаяся многих семей. Они видят не компьютерных, не книжных, а реальных героев, которые жили и живут рядом, учились с ними в одной школе. Очень важно, чтобы детей окружали люди, которые могут стать для них примером для подражания.

- Какие технологии могут использоваться для гражданского воспитания?
- Патриотизм и гражданственность должны проявляться не в эмоциональных разговорах, собраниях, митингах, а в конкретных делах. Для детей, подростков интересны игровые методики, где они могут попробовать себя, например, в роли волонтера, тимуровца. Они могут создавать свои команды, чтобы оказывать посильную помощь тем, кому в данный момент она необходима. Добрые дела должны объединять ребят. Да, ничего нового в этом нет, но если эти технологии приносят результат, зачем от них отказываться? В нашей работе помогают и цифровые ресурсы, интерактивные технологии. Например, мы снимаем фильмы, придумываем творческие, социальные проекты, которые благодаря поддержке ректора Казанского государственного института культуры Розы Шайхайдаровны Ахмадиевой можем реализовать в жизнь.

«Запрет действует наоборот: его хочется нарушить»

- Какие фильмы нужны современной молодежи?
- Иногда сложно подобрать слова, чтобы объяснить, что такое любовь, дружба, взаимовыручка... Эффективнее показать детям кино, обсудить то, что они увидели, дать им возможность высказать свое мнение. Мы уже несколько раз выезжали в Луганск, Донецк, снимали фильмы о тех, кто там живет, работает, о деятелях культуры, которые в непростых условиях продолжают творить, играть. Культура оттуда никуда не ушла. В Луганске работают цирк, театр, на гастроли приезжают творческие коллективы из разных регионов России, в том числе из Татарстана. Мы стараемся создать единое культурное пространство - это сейчас очень важно.

- Споры вызвал фильм «Слово пацана», многие просто требовали запретить его.
- Запрещать невозможно и уже бесполезно. Для детей и подростков любой запрет действует всегда наоборот: им хочется его нарушить.

- Как правильно смотреть такие неоднозначные фильмы?
- Считаю, подросткам лучше смотреть их со взрослым человеком, который сможет что-то объяснить, ответить на возникшие вопросы. Насколько я знаю, общественное мнение все-таки повлияло на первоначальный сценарий, авторы учли требования обеспокоенных родителей: не романтизировать группировки, а показать, что ничем хорошим это не заканчивается. 

«Между педагогом и учеником должна быть определенная субординация»

- Александр Сергеевич, у вас со студентами небольшая разница в возрасте. Сложно ощущать себя наставником, учителем?
- Авторитет у студентов завоевать непросто, особенно если ты с ними практически ровесник. Я могу быть наставником, всегда помогу, объясню, отвечу на все вопросы. Мы открыто общаемся, но все-таки между педагогом и учеником должна быть определенная субординация.

Я начал преподавать в 23 года. Приходилось выступать и перед своими ровесниками, и перед педагогами, которые значительно старше меня. Конечно, было страшновато, я чувствовал их недоверие, скептическое отношение.
Был интересный эпизод. В школе я был не самым примерным учеником. И когда ко мне на курсы повышения квалификации приходили мои школьные учителя, они удивлялись: «Ты нас будешь учить?» Я отвечал, что уважаю, люблю их, и извинялся, что теперь мне приходится учить их. Но на занятиях они убеждались в моей компетентности, в том, что я могу дать новые знания, методики преподавания. И это вызывало у них уважение ко мне как к коллеге.

- Что, по вашему мнению, необходимо делать, чтобы повысить статус педагога в обществе? 
- Изменения уже происходят. Большую роль в этом сыграл Год педагога и наставника. В России на государственном уровне были включены серьезные механизмы социальной, финансовой поддержки педагогов. Это повысило статус нашей профессии, и молодежь пошла в педагогику. Процесс идет. Его первые результаты мы сможем увидеть через несколько лет. 

news_right_column_240_400
news_bot_970_100