Три звена. Одно из главны
х новшеств - ликвидируются дивизии и полки. Зато появятся бригады, как во Внутренних войсках МВД или американской армии. Вместо четырехзвенной структуры военный округ-армия-дивизия-полк вооруженные силы перейдут к трехзвенной: военный округ-оперативное командование-бригада. Таким образом, планируется оптимизировать управление войсками. После всех обновлений в армии и на флоте останутся только части постоянной готовности. А для решения срочных задач и действий в непредсказуемой обстановке в каждом военном округе будет сформировано по бригаде воздушно-десантных войск (всего шесть). «При большой территории и небольшой армии для прикрытия опасных направлений выход только в быстрой переброске подразделений», - поделился с газетой «Коммерсант» руководитель лаборатории военной экономики Института экономики переходного периода Виталий Цимбал.Комсостав. В связи с уменьшением количества частей серьезно сомкнутся и ряды генералов. На 1 сентября этого года в вооруженных силах их было 1107. Будет 886. Количество полковников с 25665 уменьшится до 9114, майоров - с 99550 до 25 тысяч, капитанов - с 90 до 40 тысяч, сообщает «Российская газета». Численность центрального аппарата Минобороны и органов военного управления (всего 21813 человек) к 2012 году также уменьшится в 2,5 раза и достигнет 8,5 тысячи.
Кого сократят. Сегодня в армии 26,7 тысячи офицеров выслужили свой срок. Осталось их только обеспечить квартирами и уволить. В 2009 году еще 9,1 тысячи офицеров достигнут предельного возраста. Также в настоящий момент некомплект офицеров составляет порядка 40 тысяч человек. Эти «клетки» сократят в первую очередь. Некоторый запас времени даст плановый вывод из офицерского корпуса так называемых двухгодичников. Их на службу уже не призывают, но порядка 7,5 тысячи должностей все еще занимают гражданские лейтенанты. Самая болезненная проблема - это 117 тысяч сравнительно молодых офицеров, которых в любом случае придется уволить в ближайшие три года. Но и здесь нашли решение. Во-первых, многие офицерские должности переведут в разряд гражданских. Угодившим «под нож» командирам предложат занять эти посты. Во-вторых,
минобороны займется переподготовкой вчерашних офицеров на специальности, востребованные на «гражданке».
Думать по-новому. При этих переменах в армии повезет младшим офицерам - к 2012 году численность лейтенантов и старших лейтенантов должна возрасти с 50 до 60 тысяч. А подготовят их обновленные учебные заведения. Сегодня в России действуют 65 армейских и флотских вузов: 15 академий, 4 университета, 46 училищ и институтов. Останутся 10 системообразующих вузов, 3 учебно-научных центра, 6 военных академий и один университет. Они будут и учить, и вести исследовательские работы. В качестве их филиалов начнут работать несколько военных училищ и институтов. Стоит отметить, что структуру армейских вузов решено построить не на видовом принципе, когда каждый род и вид войск готовят офицеров в своих училищах-академиях, а на географической привязке. В минобороны исходят из того, что военные училища и институты должны быть на западе, востоке, юге и севере страны. Более того, военные образовательные учреждения хотят сделать универсальными. То есть вузы должны быть готовы к выпуску офицеров родственных специальностей для различных видов и родов войск. К примеру, инженерная академия могла бы комплектовать своими выпускниками не только руководящее звено сухопутных частей, но и авиационные гарнизоны, штабы и научно-исследовательские институты ВВС, пишет «Российская газета».
Мнение. Споры вокруг необходимости реформы не прекращаются. «Все войны, в которых Россия побеждала, велись в структуре дивизии. У нас никогда не было бригадной основы, это западная модель, которая не может решать военные задачи в том объеме, в котором может дивизия. А самое главное - огромные деньги, которые должны были бы пойти на восстановление и развитие ВПК и обучение кадрового состава, теперь пойдут на ненужную реорганизацию армии», - заявил в интервью «Русской линии» вице-президент Академии геополитических проблем Константин Сивков. В свою очередь директор Центра анализа стратегий и технологий Руслан Пухов убежден, что «предложенная бригадная модель, безусловно, более прогрессивная - ее используют все ведущие армии мира. Дивизионно-полковая структура безнадежно устарела. В нынешних условиях лучше иметь несколько полнокровных бригад, чем слабую дивизию», - цитирует «Коммерсант».