Чему и как учат детей в Сингапуре?

Уникальный экспериментальный тренинг повышения квалификации организовали минувшим летом для учителей Казани.

news_top_970_100
Автор фото: http://prian.ru

Гости из Сингапура делились с российскими педагогами своим опытом. О различиях в наших системах образования «КВ» беседуют с преподавателями английского языка лицея им. Н.И.Лобачевского при КФУ Юлией Пчелиной, Ларисой Волковой, Маргаритой Барабановой, прошедшими этот тренинг.
- В чем главное отличие школы Сингапура от нашей?- В первую очередь в том, что учителя Сингапура по-другому смотрят на многие вещи. Во всем, что они делают, прослеживается живой оптимизм, работа с улыбкой и желанием, а не из-под палки. Система преподавания у них выстраивается так, чтобы все происходящее было веселым и креативным. Говоря языком детей: «Это очень круто!»  
- Мастер-класс шел на русском языке?- Нет, русским никто из наших гостей не владел. Государственный университет Сингапура собрал под своей крышей преподавателей  из разных стран: Индии, Китая, Шри-Ланки. Нас сильно удивил их английский! Идеальный британский без американизмов.
- Что больше всего поразило на тренинге?- Бесконечный позитив, который исходил от сингапурских педагогов, и любовь к своей работе. У них столько огня и желания трудиться! Нашей первой преподавательнице миссис Джейдас уже за 60, но она делала вместе с нами все упражнения, бегала и прыгала. Немногие наши 20-летние коллеги способны на такое. 
- Как проходили занятия?- Нас разделили на группы по восемь человек. Работа шла на совершенно незнакомом нам уровне, которым мы до этого не владели. Основная часть - это диалоги, общение друг с другом. Причем главное лицо в процессе обучения - ученик, а не учитель. Суть системы их образования: ученик должен сам освоить материал и  постараться помочь соседу. 
- Это как?- Вспомните себя на математике. Значительно проще понять сложные примеры, если тебе объясняют или наоборот?  Так и здесь. Всего было четыре модуля: три основных и один обобщающий. Первый связан со взаимообучением. Он учит совершенно другому подходу к обучению и полностью отличается от нашей системы. У нас ведь как привыкли? Если на уроке ты понял, поднимаешь руку и получаешь пятерку. Здесь все наоборот: если ты понял, объясни другому - и тогда вся ваша команда получит хорошую оценку. Второй модуль направлен на критическое мышление. У него несколько уровней: анализ, синтез, сравнение и высший - созидание. Мы-то думали, что размышлять умеем! Оказывается, из шести уровней имеем лишь третий. Еще  был модуль проблемно-ориентировочного обучения. Путь решения, предложенный нам китайскими преподавателями, невероятно трудоемкий. От учителя требуется не только знание своего предмета, но и умение развернуть его так, чтобы ребенку было интересно найти в нем проблемы, о которых мы и подумать не могли. Для этого учитель должен обладать широчайшим кругозором, который нужно развивать не только в себе, но и в учениках.  Эти модули применимы на всех предметах.
- В чем плюсы этих модулей?- Главное, с их помощью мы можем научить детей взаимопомощи. Вспомните наши школы. Каждый трясется на уроке сам за себя. Если кто-то получил тройку, так и будет с ней сидеть. Тут все по-другому. Кроме того, у них в классе не допускается, чтобы сильные сидели среди сильных, а слабые среди слабых. Это ни к чему хорошему не приведет. Но если разделить учеников на четыре уровня - сильный, чуть послабее, немного слабый и совсем слабый - и сделать так, чтобы первый сидел со вторым, а третий с четвертым, то тогда мы получим положительный результат. Дети смогут помогать друг другу.
- Вы уже внедрили этот опыт в своем лицее?- Как только пришли на работу, то сразу переставили в классах столы. Конечно, детям сложно быстро перестроиться. Они привыкли к нашей классической школьной системе: сидим рядами, отвечаем по руке. Теперь же у них есть время на обсуждение. Такой гул порой стоит! Но бывает, что ученики сидят и молчат. Не все принимают новвоведения. 
-  Правда ли, что в сингапурской системе обучения нет страха ученика перед учителем?-  Там учитель - помощник! Он тебя во всем поддерживает и направляет. Учитель - твой наставник. Если у тебя есть вопросы, он подскажет путь, по которому ты сможешь найти ответ. Но не сам ответ! Для этого от учителя требуется более высокий уровень подготовки. И если педагог берет на себя ответственность работать по системе Сингапура, то он должен быть готов к тому, чтобы знать очень многое. 
-  Есть ли какие-то еще вещи, которым вас научили ваши сингапурские коллеги, но чего нет у нас?- Они научили нас развитию социальных навыков. Структура сингапурских школ настроена на адаптированность ребенка к социуму. В наших же школах мы даем хороший фундаментальный пласт знаний, но не воспитываем в детях социальные навыки. В их школах все по-другому. Они дают знания и развивают человека как личность. Ребенка 21-го века. Это запредельно здорово! 

news_right_column_240_400