Не секрет, что многие выпускники педагогических вузов вовсе не стремятся сеять разумное, доброе, вечное, а ищут более престижную и высокооплачиваемую работу. Почему это происходит? По-моему, во многом потому, что за последние полтора десятка лет российского безвременья престиж этой профессии серьезно пострадал. Наше общество уже давно живет другими ценностями и идеалами. В его глазах благородный образ российского учителя сильно поблек, мало-помалу скатываясь к образу неудачника. И получив педагогическое образование, молодые люди нередко занимаются тем, к чему их образование не имеет никакого отношения.
В этом смысле несколько выигрывает сельское учительство. Молодежь из деревни, закончив педвуз, все-таки идет в школу - хотя бы потому, что помимо освобождения от службы в армии для мужчин она обеспечивает пусть маленький, но относительно стабильный доход. Тем более что «живых» денег на селе сегодня практически нет.
Разумеется, этого мизерного дохода тоже недостаточно. А потому сельский учитель занимается... разведением скота, берется за прополку и уборку колхозной свеклы, картошки. Сенокос тоже становится неотъемлемой частью его отпуска. Охотно берется сельский учитель и за всякого рода шабашки. Просто удивительно, что при такой занятости он находит еще время и силы для основной работы!
Городские коллеги тоже как-то стараются выйти из положения, чтобы свести концы с концами. Можно, например, набрать как можно больше часов и целыми днями торчать в школе, стремясь вложить в молодые умы толику знаний. Но рано или поздно такой учитель утомляется, а так как работа педагога вообще связана с огромными нервными перегрузками, то лет через 7 - 10 он начинает испытывать проблемы со здоровьем. Не ошибусь, если скажу, что среди тех, кто непрерывно работал в школе 10 - 15 лет, здоровых людей почти нет.
Вариант второй - репетиторство. Эта статья доходов также очень часто занимает главное место в учительском бюджете. Это и понятно: ведь доходы от уроков на дому порой в несколько раз превышают сумму скромного оклада. Однако репетиторство требует от преподавателя высокого профессионализма и заниматься этим могут только тертые калачи, знающие почем фунт лиха. Именно лиха, потому как на этом поприще учитель сталкивается с несколькими специфическими проблемами. Одна из них, например, это нежелание родителей понять, почему их «трудолюбивое» и очень «одаренное» чадо не хочет вникнуть в то, о чем ему говорят.
Таким образом, чтобы обеспечить в достаточной мере себя и свою семью, многим учителям приходится крутиться как белка в колесе. Они просто обязаны это делать. Как, впрочем, и врачи, и инженеры, и военные, и представители многих других некогда славных профессий, также получающие за свой труд гроши и вынужденные искать дополнительный заработок, причем нередко в ущерб основной деятельности.
И пока это положение не изменится, мы еще долго не будем иметь ни хорошего образования, ни качественного здравоохранения, ни боеспособной армии.
Юрий ДЕНИСОВ,
Владимир МУЗЫЧЕНКО.