Что излучает пешеходная улица Баумана

Большой читательский интерес вызвал материал ученого Рината Вафина на тему электромагнитных полей и их влияния на человека «Почему нас утомляет электричка» («КВ», 6 января). Сегодня мы предлагаем вашему вниманию следующую публикацию автора.

news_top_970_100

СПОР. Своего молодого родственника, студента Казанского университета, я каждое лето зову на загородную дачу. Но он, к большому сожалению, за весь сезон появляется у меня всего 2 - 3 раза. Пытаюсь внушить, что там свежий воздух, вода артезианская и в целом экологическая обстановка лучше, чем в городе. Но у него свои доводы. Сокрушается, что в саду неблагоприятная для здоровья физическая экология. По его словам, над грядками висят облучающие весь огород подводящие электрические провода, небольшой садовый домик насыщен вредными магнитными полями от многочисленных электробытовых приборов. А электропроводка и вовсе проведена по старой излучающей схеме.

ЭКСПЕРИМЕНТ. Мне захотелось показать, что он не прав и что милая его сердцу пешеходная улица Баумана в экологическом отношении уступает среде обитания на загородном садовом участке. Взяв с полки свои приборы, предназначенные для контроля физических параметров окружающей среды, я с усердием обошел каждый квадратный метр своей дачной территории. Те же параметры многократно измерил в некоторых точках улицы Баумана и вблизи станции метро «Кремлевская». Вот некоторые результаты моего старательного исследовательского труда.

УДИВЛЕНИЕ. Начну с неудачи. Кажется, по низкочастотному электромагнитному излучению я с треском студенту проиграл. К моему удивлению, пешеходная улица оказалась намного «чище», чем огородные тропинки. Если магнитометр на всем ее протяжении фиксировал силу поля не более 0,01 единицы, то висящие токоподводящие провода на моем участке создавали поле порядка 0,02 единицы. Внутри домика закрученные на роликах электропровода излучали около 1,0 единицы (1мкТл), а холодильник, телевизор, микроволновая печь ситуацию только усугубляли. Конечно, полученные результаты заметно ниже предела принятых в нашей стране гигиенических допусков. Но, по мнению щепетильных шведов, даже при таких величинах магнитного поля человек порой трудно засыпает, испытывая болезненные ощущения и стресс.

Что касается уровня шума, то, естественно, он на природе в два раза ниже, чем на улице Баумана. Согласно показаниям шумомера, на садовом участке даже днем его интенсивность намного слабее, чем на главной улице ночного города. Но нашего студента величина такого важного экологического параметра совсем не интересует, ведь он и на даче, и в городе живет со вставленными наушниками. И под рокот музыки не слышит наши доводы, что эти наушники сделаны на основе неодимового магнита, излучающего сильное магнитное поле, и что в процессе восприятия звука его ухо и мозг не только испытывают акустическое давление, но и оказываются в зоне действия коварного магнитного поля. От этого развивается тугоухость, страдает репродуктивная система, изменяются биотоки мозга. Куда там! Между тем не только он, но и многие молодые люди часами ходят со вставленными в уши миниатюрными наушниками, и так каждый день. Какие еще негативные физиологические последствия их ожидают в будущем, трудно представить...

ОТКРЫТИЕ 1. Теперь о потенциально существующей высокочастотной электромагнитной опасности в большом городе, исходящей от многочисленных антенн УКВ-вещания, систем сотовой связи и телебашен. Признаюсь, что зафиксированная специальным прибором суммарная мощность радиоизлучения на улице Баумана не выходит за пределы требований допустимых санитарных границ. Однако на садовом участке сила ее все-таки оказалась в 50 раз слабее, чем в нашпигованном антеннами городе. Правда, даже и в этом случае нельзя утверждать о полном отсутствии отрицательного влияния на садовода высокочастотного поля. Ведь, по мнению ученых, при любом его уровне, превышающем естественный фон, всегда существует риск вредных последствий. А на даче фон выше естественного, иначе бы сотовый телефон устойчиво не работал.

ОТКРЫТИЕ 2. Два слова об ионизирующем излучении. Согласно бытующему среди специалистов мнению обычно за городом радиационный фон в два и более раз ниже городского. Но, как ни странно, согласно показаниям прибора радиационная обстановка на улице Баумана и на моем садовом участке одинаковая, в пределах естественного фона. Я со своим индикатором радиоактивности долго пытался на гранитных облицовках бутиков уловить повышенное гамма-излучение, но тщетно - пешеходный бульвар оказался «чистым». Причем мощность экспозиционной дозы излучения не меняется на всем протяжении улицы.

ВЫВОД. Теперь подведем итоги. Не кажется ли вам, читатель, что мой спор со студентом физического факультета закончился вничью. И к нашему всеобщему удовольствию, гордость Казани, прекрасная пешеходная улица Баумана, по многим показателям физической экологии оказалась ничем не хуже мест загородного отдыха многих горожан.

news_right_column_240_400