Картина невозможна безтеней.Чем тень темней,Тем яростнее солнце!Мы бьемся с тенью прошлого, но ей –Увы! -Густеть местами удается.Так может быть –Чем явственнее солнце,Тем наши тени резче и черней?Николай Беляев, 1962
Книга, посвященная памяти друга поэта, художника Алексея Аникеенка, сложилась из рассказов, интервью и конечно стихов. На двух вкладках – фотографии из личного архива Николая Беляева, Аллы Гарзавиной и репродукции работ художника.
Автор ждал этого события 20 лет. И только благодаря организационной и финансовой поддержке ученого, академика АН РТ, доктора филологических наук, члена Союза писателей России, вице-президента Академии наук РТ Наиля Валеева книга издана.
История жизни и дружбы Художника и Поэта драматична, как драматична и судьба самой книги. Николай Беляев уехал из Казани в 1992 году. Это были непростые времена. Он посчитал, что русскому поэту будет неуютно в суверенном Татарстане, и совершил абсолютно непрактичный обмен хорошей казанской квартиры на домик в деревне – в селе Ворша Владимирской области, что в 650 км от Казани. В доме нет никаких условий и удобств. Семья бедствует.
Для Николая Николаевича издание книги стало настоящим новогодним чудом. После того, как Наиль Мансурович с сыном навестили поэта в Ворше перед самым Новым годом, он написал им письмо: «Если бы вы знали, как вы меня порадовали своим визитом и хорошей новостью! Все-таки 20 лет ожидания выхода книги – многовато даже для самого терпеливого человека».
А вот строки еще из одного письма Николая Беляева Наилю Валееву: «Еще в Казани мне приснился странный сон, будто зашел я в магазин, где торгуют красками, кистями, холстами, книгами. Девушка, симпатичная продавщица, предложила мне купить билет художественной лотереи. Я купил. Он оказался выигрышным – книга! Я спросил: «Нет ли у вас альбома казанского художника Алексея Аникеенка?» Она достала амбарную книгу, посмотрела и сказала: «Книги пока нет, но ее должен написать поэт Николай Беляев. Ждите». Этот сон я воспринял как поручение и после первой казанской выставки Алексея, которая состоялась уже после его смерти, в 1986 году, взялся за столь ответственный труд. Рукопись закончил в Ворше... Огромное вам СПАСИБИЩЕ!»
Именно Николай Беляев предложил, чтобы обложку «Поэмы солнца» украсила одна из знаковых картин Алексея Аникеенка «Клоун». Эта работа уже много лет висит в кабинете нобелевского лауреата, ученого с мировым именем Петра Леонидовича Капицы в Институте физических проблем РАН. В том институте в 1965 году прошла первая персональная выставка художника.
Герой книги - Алексей Авдеевич Аникеенок (1925 - 1984) – человек яркий, талантливый. Бывший беспризорник, детдомовец, кочегар. 16-летним мальчишкой он ушел на фронт, приписав себе лишние два года. Парень он был высокий, здоровый, и никто не усомнился, что ему уже 18. Служил танкистом, но был тяжело ранен и вернулся в 1944-м инвалидом 2-й группы. В 1952 году поступил в художественное училище и учился вместе с детьми. Перед самой защитой диплома его отчислили, потому что он писал не так, как все, – оригинально, самобытно. Сначала был художником фешинской школы. Но в годы «оттепели» стал писать в манере Ван Гога.
При жизни Алексея Аникеенка в Казани была организована всего одна выставка его работ. Ее должны были открыть в Доме ученых, но... На ту выставку с ревизией пришел Раис Беляев, который в то время был первым секретарем обкома комсомола. Он жестко высказался по поводу творчества художника, назвал его картины мазней. После этих слов Аникеенок взял его за грудки. Спасло Алексея Авдеевича только то, что в зале был известный ученый-физик, член-корреспондент АН СССР Борис Михайлович Козырев, который всегда поддерживал художника. Он не дал разразиться большому скандалу. Но ни о каких дальнейших выставках Аникеенка уже не могло быть и речи. Его обвинили в формализме и выжили из Казани. В начале 1970 года он переехал в древний Псков, где продолжал работать и был принят в Союз художников СССР. Умер он в 1984 году. Эта книга – достойная память о талантливом человеке.
- Издание «Поэмы солнца» - осознанный поступок. Я не олигарх, живу на зарплату, но решил профинансировать публикацию этой книги из семейного бюджета. Жена поддержала мою идею, и книга получилась, - рассказал Наиль Мансурович. - Я считаю, что на белый свет мы рождены не для того, чтобы только есть, пить и думать, как развлечься, в какую страну поехать. Надо делать добро людям. В моей семье было семь поколений мулл, и каждое утро я мысленно прошу своих предков помочь мне делать посильное добро. Все это вполне реально. Я видел, как Николай Николаевич взял в руки свою книгу... Он просто ожил и сказал, что умирать еще, похоже, рановато! А это многого стоит! Уверяю вас. Ведь Беляев столько сделал для формирования казанской поэтической школы в 60 - 80-е годы, что мы не имеем права об этом забывать. Когда знакомые узнают, что вышла в свет книга Беляева, многие удивляются: «А что, он еще живой?!» Я отвечаю: «Да, ему еще только 75!» Он до сих пор активно пишет. Продолжает работать над известной «Казанской тетрадью». И сейчас, к счастью, у него появился мощный стимул жить и творить дальше. В этом году у Николая Беляева 75-летний юбилей, и от имени казанской интеллигенции мы обратились к Президенту Татарстана Рустаму Минниханову с просьбой помочь поэту с жильем в Казани, чтобы он мог жить и работать в нормальных условиях. Сам Николай Николаевич хочет вернуться на родину, но пока просто даже не смеет об этом мечтать. В конце прошлой недели Президент РТ подписал распоряжение о выделении Николаю Беляеву двухкомнатной квартиры в Казани.
P.S. В середине февраля в картинной галерее «Хазинэ», что в Казанском кремле, будет открыта выставка работ Алексея Аникеенка. В рамках выставки состоится презентация книги Николая Беляева «Поэма солнца». Сейчас экземпляры книги рассылаются в крупнейшие библиотеки страны.
Книга, посвященная памяти друга поэта, художника Алексея Аникеенка, сложилась из рассказов, интервью и конечно стихов. На двух вкладках – фотографии из личного архива Николая Беляева, Аллы Гарзавиной и репродукции работ художника.
Автор ждал этого события 20 лет. И только благодаря организационной и финансовой поддержке ученого, академика АН РТ, доктора филологических наук, члена Союза писателей России, вице-президента Академии наук РТ Наиля Валеева книга издана.
История жизни и дружбы Художника и Поэта драматична, как драматична и судьба самой книги. Николай Беляев уехал из Казани в 1992 году. Это были непростые времена. Он посчитал, что русскому поэту будет неуютно в суверенном Татарстане, и совершил абсолютно непрактичный обмен хорошей казанской квартиры на домик в деревне – в селе Ворша Владимирской области, что в 650 км от Казани. В доме нет никаких условий и удобств. Семья бедствует.
Для Николая Николаевича издание книги стало настоящим новогодним чудом. После того, как Наиль Мансурович с сыном навестили поэта в Ворше перед самым Новым годом, он написал им письмо: «Если бы вы знали, как вы меня порадовали своим визитом и хорошей новостью! Все-таки 20 лет ожидания выхода книги – многовато даже для самого терпеливого человека».
А вот строки еще из одного письма Николая Беляева Наилю Валееву: «Еще в Казани мне приснился странный сон, будто зашел я в магазин, где торгуют красками, кистями, холстами, книгами. Девушка, симпатичная продавщица, предложила мне купить билет художественной лотереи. Я купил. Он оказался выигрышным – книга! Я спросил: «Нет ли у вас альбома казанского художника Алексея Аникеенка?» Она достала амбарную книгу, посмотрела и сказала: «Книги пока нет, но ее должен написать поэт Николай Беляев. Ждите». Этот сон я воспринял как поручение и после первой казанской выставки Алексея, которая состоялась уже после его смерти, в 1986 году, взялся за столь ответственный труд. Рукопись закончил в Ворше... Огромное вам СПАСИБИЩЕ!»
Именно Николай Беляев предложил, чтобы обложку «Поэмы солнца» украсила одна из знаковых картин Алексея Аникеенка «Клоун». Эта работа уже много лет висит в кабинете нобелевского лауреата, ученого с мировым именем Петра Леонидовича Капицы в Институте физических проблем РАН. В том институте в 1965 году прошла первая персональная выставка художника.
Герой книги - Алексей Авдеевич Аникеенок (1925 - 1984) – человек яркий, талантливый. Бывший беспризорник, детдомовец, кочегар. 16-летним мальчишкой он ушел на фронт, приписав себе лишние два года. Парень он был высокий, здоровый, и никто не усомнился, что ему уже 18. Служил танкистом, но был тяжело ранен и вернулся в 1944-м инвалидом 2-й группы. В 1952 году поступил в художественное училище и учился вместе с детьми. Перед самой защитой диплома его отчислили, потому что он писал не так, как все, – оригинально, самобытно. Сначала был художником фешинской школы. Но в годы «оттепели» стал писать в манере Ван Гога.
При жизни Алексея Аникеенка в Казани была организована всего одна выставка его работ. Ее должны были открыть в Доме ученых, но... На ту выставку с ревизией пришел Раис Беляев, который в то время был первым секретарем обкома комсомола. Он жестко высказался по поводу творчества художника, назвал его картины мазней. После этих слов Аникеенок взял его за грудки. Спасло Алексея Авдеевича только то, что в зале был известный ученый-физик, член-корреспондент АН СССР Борис Михайлович Козырев, который всегда поддерживал художника. Он не дал разразиться большому скандалу. Но ни о каких дальнейших выставках Аникеенка уже не могло быть и речи. Его обвинили в формализме и выжили из Казани. В начале 1970 года он переехал в древний Псков, где продолжал работать и был принят в Союз художников СССР. Умер он в 1984 году. Эта книга – достойная память о талантливом человеке.
- Издание «Поэмы солнца» - осознанный поступок. Я не олигарх, живу на зарплату, но решил профинансировать публикацию этой книги из семейного бюджета. Жена поддержала мою идею, и книга получилась, - рассказал Наиль Мансурович. - Я считаю, что на белый свет мы рождены не для того, чтобы только есть, пить и думать, как развлечься, в какую страну поехать. Надо делать добро людям. В моей семье было семь поколений мулл, и каждое утро я мысленно прошу своих предков помочь мне делать посильное добро. Все это вполне реально. Я видел, как Николай Николаевич взял в руки свою книгу... Он просто ожил и сказал, что умирать еще, похоже, рановато! А это многого стоит! Уверяю вас. Ведь Беляев столько сделал для формирования казанской поэтической школы в 60 - 80-е годы, что мы не имеем права об этом забывать. Когда знакомые узнают, что вышла в свет книга Беляева, многие удивляются: «А что, он еще живой?!» Я отвечаю: «Да, ему еще только 75!» Он до сих пор активно пишет. Продолжает работать над известной «Казанской тетрадью». И сейчас, к счастью, у него появился мощный стимул жить и творить дальше. В этом году у Николая Беляева 75-летний юбилей, и от имени казанской интеллигенции мы обратились к Президенту Татарстана Рустаму Минниханову с просьбой помочь поэту с жильем в Казани, чтобы он мог жить и работать в нормальных условиях. Сам Николай Николаевич хочет вернуться на родину, но пока просто даже не смеет об этом мечтать. В конце прошлой недели Президент РТ подписал распоряжение о выделении Николаю Беляеву двухкомнатной квартиры в Казани.
P.S. В середине февраля в картинной галерее «Хазинэ», что в Казанском кремле, будет открыта выставка работ Алексея Аникеенка. В рамках выставки состоится презентация книги Николая Беляева «Поэма солнца». Сейчас экземпляры книги рассылаются в крупнейшие библиотеки страны.