ДАДУТ ЛИ ПОДЫШАТЬ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯМ?

В связи с неприятной "мусорной ситуацией" Татарстан задался вопросом о применении мусора на благо. Как сказал нам заместитель директора Экологического фонда РТ Владимир Бармин, определены следующие направления в решении этих задач.

news_top_970_100

В связи с неприятной «мусорной ситуацией» Татарстан задался вопросом о применении мусора на благо. Как сказал нам заместитель директора Экологического фонда РТ Владимир Бармин, определены следующие направления в решении этих задач.

В республике создана большая сеть предприятий, которые занимаются размещением отходов. На Самосыровской свалке идет рекультивация, а отходы принимаются на полигоны твердых бытовых отходов (ТБО). За последние 4 года в республике введено около 50 таких полигонов. Создается индустрия по переработке. Функционирует завод в Набережных Челнах, занимающийся сортировкой и переработкой, вскоре будет запущен аналогичный завод в Альметьевске.

Другой вопрос в том, что реализация этих проектов - тяжелое бремя для малого и среднего бизнеса, на которых возложены обязательные платежи. Для зарегистрированных юридических лиц действуют сразу два «налога». Первый обязывает предпринимателя обеспечивать вывоз ТБО на полигон (хотя не стоит забывать и о том, что предприятия и сами могут позаботиться о вывозе «остатков своего производства или потребления» и, таким образом, этот «налог» не платить). Осуществляется это, как правило, посредством договора с районными управлениями, которые оказывают подобные услуги. Второй из них - обязательный экологический платеж. Эти деньги юридические лица «жертвуют» за размещение ТБО на полигоне, то есть за использование для этих целей окружающей среды. К сожалению плательщиков и к счастью государства это обязательство определено в законном порядке.

Тем не менее у многих возник вопрос о его правомочности. Он был вызван случаем, который имел место в экономической истории России.

По заявлению ОАО «Кольская горно-металлургическая компания» прошел ряд судов по поводу законности 632-го постановления правительства РФ «Об утверждении порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия», изданного в 1992 году. Вопрос же возник от того, что, согласно Налоговому кодексу, все платежи должны устанавливаться на законодательной основе. На момент же принятия 632-го постановления такого требования не было. 28 марта 2002 года Верховный суд признал это постановление незаконным. Кассационная коллегия ВС РФ 4 июня 2002 г. подтвердила данное решение.

Однако 10 декабря 2002 г. Конституционный суд РФ решает, что данные платежи законны и обязательны, указывая на их неналоговую основу. Они были обусловлены законом об охране окружающей среды от 10.01.2002 г., ст. 16 «О плате за негативное воздействие на окружающую природную среду». Верховный суд РФ определением от 23.01.2003 г. отменяет свои предыдущие решения (28.03.2002 г. и 4.06.2002 г.). Но Кольская компания вновь подает иск в ВС о незаконности пресловутого постановления. В результате в марте 2003 года он признает недействующими лишь пункт 2 (делегирование полномочий правительства по установлению размера платежей министерствам и ведомствам), а также п. 9. По последнему перечисление средств должно было осуществляться природопользователями в сроки, устанавливаемые территориальными органами Министерства экологии и природных ресурсов РФ и Минфином, а по истечении установленных сроков суммы платежей взыскивались с природопользователей в безакцептном порядке (т.е. платеж переводился со счета предприятия независимо от того, хотело его руководство платить или нет). Указанные пункты были признаны недействующими с 15 мая 2003 года - со дня вступления в силу решения ВС РФ.

На сегодняшний день постановлением правительства РФ от 12 июня 2003 года №344, вступившим в силу 28 июня 2003 г., утверждены нормативы платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления. Таким образом, данный экологический платеж является обязательным на законном основании.

Все в этой истории познавательно. Оказывается, свои права можно и нужно отстаивать в суде. Но хочется верить, что и до властей предержащих дойдет осознание необходимости «прибираться за своим производством и потреблением», не перекрывая кислород предприятиям и предпринимателям увеличением количества и размеров налогов.

Зуфар ДАВЛЕТШИН.

news_right_column_240_400