Данила Козловский: «Я сразу отсекал хороших актеров, которые не умеют играть в футбол»

Большая пресс-конференция Данилы Козловского прошла в Казани 14 апреля, после допремьерного показа его дебютной режиссерской работы – спортивной драмы «Тренер».

news_top_970_100

О съемках фильма в деталях узнал корреспондент «КВ».

- Очень рад быть в Казани, замечательном городе нашей страны.

- Как вам первый опыт в качестве режиссера? С какими трудностями столкнулись? Планируете продолжать?
- Несмотря на то, что это дебют, к этому шагу я готовился. Не просто в какой-то день проснулся и решил снимать кино. Много чего происходило до этого: несколько проектов, где я был продюсером, актерско-режиссерский курс, работа с моим учителем в Санкт-Петербургском Малом драматическом театре Львом Додиным. Поэтому это был вопрос времени. В этом качестве я чувствую себя замечательно, мне нравится рассказывать истории не только как актеру, но и как режиссеру. Буду я этим заниматься дальше? Безусловно. Уже есть несколько идей и сценариев.

- В каждой из своих ролей вы очень эмоциональны, в жизни вы такой же?
- Да.

- Как считаете – видеоблогинг мешает актерству или наоборот помогает?
- Я всегда приветствую новые веяния, течения, возможности. Их, в том числе, открывают цифровой мир, мир Интернета, видеоблогинг. Но что касается отношения к профессии я убежден, что подход должен быть максимально серьезным. Просто так выйти и сыграть довольно сложно. Да, есть авторский кинематограф, где режиссер добивается от непрофессионального актера определенной правды существования. Но там, во многом, это оправданно и есть своя специфика. Но если мы говорим о жанровом кино, то здесь необходимо иметь профессиональную школу за спиной. Быть актером – это очень-очень непросто. Я до сих пор обучаюсь, и у меня не всегда все получается. Бывают провальные съемочные дни, бывают ужасающие спектакли, потому что это очень живой сложный процесс. Ты должен быть постоянно в тонусе, развиваться. Если в какой-то момент остановишься – ты прекратишь свое существование как артист.

- Вы лично исполнили одну из песен в фильме «Тренер»?
- Нет. Пели Юрий Шевчук, Imagine Dragons, Фрэнк Синатра, но не я.

- Вы выбрали на одну из ролей Ирину Горбачеву под влиянием фильма «Аритмия»?
- Нет. Она прошла пробы. Более того, до нее у меня в голове была другая героиня. И, фактически, она была уже практически утверждена. Но моя девушка Ольга, исполнительница главной женской роли, посоветовала мне посмотреть Горбачеву. До этого я ее нигде не видел. В итоге она замечательно прошла пробы.

- Вы один из первых, кто своим фильмом затрагивает проблему жизни провинциальной российской футбольной команды. Вы самостоятельно пришли к этому пришли или под влиянием консультантов из футбольного мира? Того же ФК «Тамбов»…
- Нет, идея сделать об этом кино была изначально. Любая художественная идея, которую ты хочешь выразить как режиссер, должна транслироваться через определенную историю. И в качестве истории была выбрана эта. Потом, когда возник вопрос где мы можем вдохновиться, напитаться информацией и почувствовать все по-настоящему, мы стали искать примеры в российском футболе. И увидели, что такой пример есть в Тамбове. Молодая команда, вышла из второй лиги и очень амбициозная. Сейчас она идет в группе лидеров и у нее большие шансы попасть в РФПЛ. Поэтому мы поехали туда. Я очень благодарен Тамбову и лично Павлу Ходюкову, спортивному директору, и генеральному директору Георгию Ярцеву. Они нас приютили, позволили узнать и услышать практически все. Мы были допущены на базу, тренировки, матчи. Общались с тренерским штабом, игроками, персоналом. Благодаря им в фильме появились многие сцены.

- В вашем фильме много обычных футболистов, как вам с ними работалось? Спортсмены – они же совсем не актеры…
- Здесь был важный момент. Мы для себя с самого начала поставили задачу, чтобы все было как можно более достоверно. В первую очередь футбольная команда. У футболистов совершенно другая пластика, даже когда они без мяча двигаются по полю. Они иначе сплевывают, у них другие жесты, взгляд, общение между собой и с тренером. Мы понимали, что если наберем 11 актеров, которые неплохо играют на любительском уровне, то провалимся. Мы никогда не сможем сделать из них профессиональную команду и убедить зрителя, что у нас действительно ФНЛ и мы играем в финале Кубка России против «Спартака». А если замиксовать актеров, которые хорошо умеют играть в футбол, с профессиональными игроками, тогда мы обойдем этот острый угол. В результате у нас получилось 60% профессиональных игроков и 40% артистов. Я сразу отсекал хороших актеров, которые не умеют играть в футбол. Даже очень талантливых, такие были, с хорошими лицами. Если он не знал, как отдать пас или понимал на детском уровне, я не приглашал его на пробы. Мы посмотрели около 1000 футболистов по всей стране. Нам было важно их умение сыграть, их глаза, лица, важно было собрать свою коллекцию игроков, свой «Метеор».

- Расскажите о городе, в котором вы снимали фильм. Потрясающие виды…
- Благодарю за этот вопрос, у меня еще раз появляется возможность поблагодарить Новороссийск. За его красоту, невероятную поддержку и любовь к нам, кинематографистам. За его невероятный фанатизм и преданность несуществующей команде «Метеор», которую они поддерживали на протяжении многих дней и ночей. Причем даже в Краснодаре, куда местные жители приезжали за свой счет поддерживать команду по ночам. Финальный матч мы снимали ночью. Город невероятно красивый и я очень удивлен, что в нем так мало снимают кино. Все снимают в Геленджике, либо рядом. Мы не делали ничего специального – просто ставили камеру и фиксировали естественную красоту. Москва и Санкт-Петербург не обделены вниманием. Но у нас есть масса красивых, кинематографичных городов, которые заслуживают быть в кадре. И Новороссийск в их числе.

 - Вы около 3-х лет готовились к этому фильму и обращаете внимание на многие нюансы – игроки «сливают» игры, подкупаются судьи. Какие еще эпизоды вам встречались, которые в картине не отображены?
- Картина идет 2:15. В нее чисто физически невозможно включить все подробности закулисной футбольной жизни. А там много чего есть. Много прекрасного и не очень, много сложного и неоднозначного. Как и в любой сфере. В начале пути я стоял на распутье – была возможность снимать как бы в документальной стилистике про действительно большие проблемы, сложности. Но в какой-то момент мне это показалось неинтересным, хотя была разработана идея. Я набрал много разных подробностей, в том числе и о том, как «сливают» матч. О многом здесь сказано, как это происходит. Но я подумал – зачем? Люди знают об этом в той или иной мере. И если человек приходит в кинотеатр и смотрит об этом… не это для меня главное, как режиссера. И я пошел по другому пути, результат которого на экране. А так, конечно, там масса подробностей – интересных, кинематографичных, сильных. Но все невозможно вместить в формат двухчасового кино.

- Вы известны своим гуманным отношением к животным, они и в фильме появляются. В своем Instagram вы писали довольно критичный пост о том, что в городах-организаторах матчей ЧМ уничтожают животных за счет бюджетных средств. Ваше мнение – как изменить ситуацию?
- Спасибо за вопрос. Я действительно очень люблю животных и переживаю за то, что происходит чудовищное истребление живых существ. Беззащитных, ни в чем не виновных. И то, что у нас не решена проблема борьбы с бездомными животными гуманным способом – это очень плохо. Знаю, что люди пытаются ее решить, но, к сожалению, в одночасье ее не решить. Как это сделать? Если бы я знал, то кричал на весь мир. Мне стыдно за это бессилие. Надеюсь, что проблема будет решаться гуманным образом.

- Ваш фильм не только про футбол, но и веру в себя, успех. Что для вас вера и успех?
- Вера в себя… Это не так просто сформулировать. Это процесс преодоления, борьбы с собой, со своими страхами, сомнениями, издержками общественного мнения и того «как это надо». Знаете, в жизни говорят: «Надо так», «Сделай это». Некоторые говорят: «Я не хочу так, хочу по-другому», а им в ответ: «Так не принято». Сколько примеров, когда люди шли против течения и достигали невероятных результатов. Все это я бы назвал верой. Что касается успеха, то каждый определяет для себя сам. Безусловно, успех – это признание. Я не буду говорить, что для меня признание не важно. Но это не должно быть определяющим. Если ты внутренне умеешь собой восхищаться, в хорошем смысле. Не самолюбоваться, а восхищаться. Понимать – ты сделал это и есть повод для гордости, ты честен в своей победе. То, наверное, это можно считать критерием успеха.

news_right_column_240_400
news_bot_970_100