В Татарстане увеличилось число детей с ожирением: что делать, если ребенок начал набирать вес?
news_header_top_970_100

В Татарстане увеличилось число детей с ожирением: что делать, если ребенок начал набирать вес?

Каждый четвертый школьник в Татарстане страдает ожирением. Детский эндокринолог простым языком объяснила, в чем опасность этой болезни, и дала родителям практические советы, как помочь ребенку с лишним весом.

Чаще всего ожирением с Татарстане страдают ученики с 1-го по 4-й класс. Лишний весь наблюдается у 32 детей из 100. Среди старшеклассников ожирением страдают 11 человек из 100. 

За профессиональным мнением о нарастающей проблеме «Казанские ведомости» обратились к Елизавете Бескончиной, детскому эндокринологу сети медицинских центров «Семейная клиника».

В чем причина ожирения у детей?

Одна из самых частых причин развития избыточной массы тела в детском возрасте — это дефицитарные состояния. Это значит, что в питании ребенка длительное время отсутствовали витамины и минералы, которые необходимы для роста и развития. Чаще всего это бывает, когда у ребенка однообразное или избирательное питание. Реже — это в случае патологий желудочно-кишечного тракта, когда определенные вещества не перевариваются и не всасываются. Ребенком такие состояния ощущаются как голод, он начинает больше есть, есть чаще или выбирает высококалорийную еду. Тела начинает копить запасы жировой ткани.

Еще причина, которая часто сочетается с первой — это психоэмоциональное состояние, то есть нарушение пищевого поведения ребенка. Например, компульсивное переедание. Такие состояния происходят, когда ребенок не может выразить или осознать свои эмоции поэтому успокаивает себя пищей. Часто в такие моменты хочется чего-то сладкого, что связано с удовольствием от еды. В таком случае нужна помощь психолога, чтобы ребенок лучше осознавал свои эмоции и нашел другие способы, как можно успокоить себя и поддержать.

Есть и редкие причины развития ожирения, это не более 5% от всех случаев. Например, заболевания эндокринной системы, прием некоторых лекарств, травмы и операции. Это ситуации, при которых ожирение является вторичным. 

Насколько можно винить гены в том, что у ребенка ожирение?

Надо отметить, что гены не так сильно влияют по сравнению с образом жизни семьи, с регионом проживания, культурой питания. Во-вторых, мы не наследуем в прямом смысле склонность к ожирению. Мы наследуем скорость метаболизма, переносимость некоторых веществ (лактозы, например), количество рецепторов, которые переносят глюкозу из крови в ткани, скорость пищеварения. Но надо рассматривать это не как приговор, мол у меня замедленный метаболизм и я точно буду набирать вес. Нет, это определенные условия, которые надо учитывать для поддержания здоровья и оптимальной массы тела. 

Чем опасно ожирение у детей?

Во-первых, усугубляется причина развития ожирения. Например, дефицит нутриентов. Может развиться тяжелый авитаминоз, хронический дефицит минералов. Второй момент — это то, что наша тело — это единая система. Если есть избыток массы тела, то большую нагрузку берет на себя печень, велика вероятность развития жировой трансформации печени. Может произойти жировая трансформация поджелудочной железы, идет негативное влияние на сердечно-сосудистую систему, есть риск развития метаболического синдрома. Если говорить про диабет 2 типа, то могут быть преддиабетные состояния. Раньше это считалось болезнью людей старше 50, но это не так. У меня самый молодой пациент со 2 типом диабета был 8-летним ребенком. Эти преддиабетные состояния сильно омолодились.

Когда нужно забеспокоиться о том, что у ребенка ожирения?

Возможно обратить внимания на эти состояния еще до того, как разовьется ожирение или разовьется избыточная масса тела. Например, если ребенок часто утомлен, а после приема пищи ему хочется лечь и поспать. Если мы замечаем, что перекусы и приемы пищи связаны с эмоциональной сферой. Например, он раздражен, грустит, и первое, что ему хочется сделать — съесть шоколадку, что-нибудь сладенькое. Также надо обратить внимание на чувство сытости у ребенка. Бывает такое, что сколько бы он ни съел, он не ощущает насыщения, или после полноценного приема пищи идут перекусы. В этой ситуации надо обратиться к педиатру, чтобы исключить авитаминозы и другие дефициты.

Есть ли какие-то формулы, по которым можно рассчитать норму веса и не норму?

Значения индекса массы тела, которые используются для рассчета соотношения веса и роста, у детей имеют очень широкий диапазон. Те нормы, которые подходят для взрослых, не подходят для детей. Они варьируются в зависимости от пола и возраста. Детскими специалистами используются центильные таблицы. В целом со стороны родителя нужно отмечать не цифровые значения, сколько состояние ребенка, надо зафиксировать жалобу. Это может быть общее самочувствие, энергичность, чувство насыщения после приема пищи, эмоциональное состояние. Если мы видим, что на этом фоне ребенок набирает вес, нам по сути и цифры не нужны.

Можно ли своими силами исправить ситуацию или нужно сразу идти к врачу? К кому в первую очередь — к педиатру, к диетологу, к эндокринологу?

В любом случае решать проблему придется силами родителей, потому что питание ребенка — это ответственность родителей. Но нужно сходить на консультацию к врачу, чтобы понять, как действовать, а также исключить патологии или последствия длительного дефицита, которые привели к ожирению. Врач даст всю необходимую информацию. В первую очередь, обратитесь к педиатру, он определит, нужна ли консультацию врача-специалиста. Это могут быть гастроэнтеролог или эндокринолог. 

К эндокринологу нужно обращаться, чтобы исключить инсулинорезистентность — преддиабетическое состояние. Оно возможно в случае длительного ожирения. Нужно также исключить патологию щитовидной железы, поскольку наш регион йододефицитный. 

Если говорить о диетологе, то он подбирает питание, если вам сложно сделать это самостоятельно или есть сопутствующие заболевания. Например, аллергия, проблемы с желудочно-кишечным трактом, почками.

Прописывают ли детям диеты? Что надо исключить из рациона?

Детям назначаются диеты, если вдобавок к ожирению есть основные заболевания. В целом диета — это культура питания человека. Нужно подобрать для ребенка индивидуальное питание. Это делается родителями в содружестве с ребенком. Нужно начать вести дневник питания, какая последующая реакция на продукты. Например, после каких продуктов ему хочется пойти лечь, отдохнуть, появляется вялость и сонливость, а после каких продуктов появляется энергия, хорошее настроение.

Если после каких-то продуктов есть вздутие, урчит живот, нарушается стул, это тоже надо фиксировать и такие продукты желательно исключать. Питание должно быть максимально разнообразным, вот что важно. Здесь надо иметь ввиду, что пирожки, пельмени, печенье и вафли — это по большому счету один продукт. Это переработанная пшеница с сахарами или жиром, в то время как петрушка, укроп, руккола и кинза — это все абсолютно разные травы с разным составом по макронутриентам. Желательно, чтобы большая часть продуктов — это были сезонные и местные продукты хорошего качества. Исключить желательно сахар, муку и термически обработанные жиры, особенно если три этих составляющих в одном продукте. 

Ребенок с большей вероятностью не знает, чего же еще ему поесть, если он мало что пробовал. Если ребенку хочется сладкое, возможно, сладкое действительно ему необходимо но не за счет вкуса, а своих качеств. Это могут быть цельнозерновые каши, корнеплоды, тыквы, сладкий перец, молочные продукты, ягоды, мясо и рыба. Эти продукты имеют сладкий вкус, поэтому надо накормить сладкоежку такими продуктами, но избегать сахара и всех видов добавленных сахаров, в том числе фруктозы и разных сиропов.

Есть ли советы, как помочь ребенку держать диету?

Чтобы ребенку придерживаться принципов питания, нужно поддерживать и общаться позитивно. Мы не исключаем что-то, не отказываемся, а пробуем что-то новое. Вместе с ребенком покупаем продукты, чтобы он участвовал в выборе, придумавал или находил рецепты. Готовьте вместе. Не ругайте, если ребенок что-то просыпал, испачкал кухню, лучше вместе над этим посмеяться, , а потом убраться вместе. Надо чтобы у ребенка складывалось позитивное отношение ко всем этим процессам.

Ребенок должен понимать, что и выбор, и готовка, и даже уборка после еды — это весело. Можно мыть посуду под музыку, вместе танцевать и шутить. Вообще, когда ребенок проявляет самостоятельность, например, готовит — то его стоит похвалить. Во время приема пищи можно обсуждать, какие вкусы вы ощущаете, что следует добавить или убрать из этого блюда. Можно придумать, какие еще рецепты вы приготовите с этими продуктами, будете варить или запекать.

Насколько может помочь физическая активность в борьбе с ожирением?

Физическая активность очень полезна, но нужно иметь ввиду, что если ребенку только что поставили диагноз «избыток массы тела» или «ожирение», то это говорит о том, что у него долгое время был дефицит витаминов и минералов. Если мы ограничим ребенка в питании и заставим заниматься спортом, то мы эту ситуацию вероятнее усугубим. Физическая активность в перую очередь должна быть приятна, здесь тоже должно быть позитивное отношение, что спорт и двигательная активность — это здорово. Не должно быть чувства обреченности. Если ребенку разонравилось, нужно дать ему возможность перестать этим заниматься.

Добавьте в свою жизнь прогулки с изменением уклона, то с горы, то в гору, когда-то по лестнице. Еще подойдет плавание. В дальнейшем можно увеличивать нагрузку, но по мере компенсации дефицитарных состояний. Когда мы занимаемся спортом, нужно больше витаминов и минералов, жиров, белков, чтобы адаптироваться к физической нагрузке и снабжать энергией мышцы. когда дефициты будут скомпенсированы, можно будет увеличить нагрузку. В целом важно сформировать позитивное отношение у ребенка, чтобы ему было приятно включить физическую активность в свою ежедневную рутину.

news_right_column_240_400
news_bot_970_100