Девять «каистов», которые прославили Казань на весь мир

Нет в Казани здания, на котором было бы столько же мемориальных досок, как на первом здании КАИ (ныне КГТУ им. Туполева), что под кремлем на улице Карла Маркса. Их здесь... девять - все в честь наших выдающихся земляков.

news_top_970_100

ВТОРАЯ табличка свидетельствует о том, что здесь учился и сын елабужского купца Иван Иванович Шишкин. Известный художник, «певец русского леса». Отец Шишкина был человеком незаурядным. Он занимался археологией, краеведением, переписывался с учеными и даже выпустил книгу по истории Елабуги. Видя, что дела в гимназии у сына отнюдь не блестящи, отец забирает его после четырех классов и обучает любимому делу – рисованию. На этом пребывание Шишкина в Казани заканчивается. Картины Шишкина знакомы нам с детства – «Корабельная роща», «Рожь», «Утро в сосновом лесу» и многие другие.

ТРЕТЬЯ. После Октябрьской революции стране срочно потребовались технари. Особенно для авиации. На базе аэродинамического отделения Казанского университета открывается авиационный институт. Его организатором считается выдающийся советский ученый-механик, впоследствии членкор АН СССР, лауреат Ленинской премии Николай Гурьевич Четаев. В 1932 году он стал замдиректора по научной и учебной работе. Ученый-прикладник Четаев показал себя блестящим организатором и педагогом. В 1940 году его забрали на работу в Москву. Профессор МГУ Николай Четаев за труды в области механики награжден орденами Ленина, Трудового Красного Знамени и медалями. Умер он в возрасте 58 лет, став посмертно и лауреатом Ленинской премии.

ПЯТАЯ. Профессор МВТУ им. Баумана Георгий Сергеевич Жирицкий 1893 года рождения. Свою педагогическую и научную деятельность после необоснованного ареста в 1937 году продолжил в Казани в новом авиаинституте. Это крупнейший специалист в области турбиностроения. С 1944 года заведовал кафедрой. До самой своей смерти в 1966 году он не только готовил молодых инженеров, но и писал учебники, монографии, вел большую научную работу. По его книгам учились многие поколения студентов. На обратной стороне Луны есть кратер имени Жирицкого – так его постановила назвать комиссия Академии наук после смерти Георгия Сергеевича.

ШЕСТАЯ. Будущий генеральный конструктор космических кораблей, соратник легендарного Сергея Королева и специалист в области двигателестроения Валентин Петрович Глушко оказался в КАИ тоже в годы репрессий. В Казани он находился под надзором. В 1944 году Берия направил Глушко и других специалистов, в том числе и Королева, для секретных работ в послевоенную Германию - для ознакомления с трофейной немецкой техникой. В 1945-м Глушко - завкафедрой реактивных двигателей КАИ. В служебной командировке, о которой хлопотал Берия, побывал дважды: в 1945-м и 1946 году. Затем Глушко становится главным конструктором секретного ОКБ в Москве. Лишь в 1956 году с ученого снимут необоснованное обвинение и осыпят званиями и наградами.

СЕДЬМАЯ. Ленинградец Борис Иванович Губанов попал в Казань во время войны. После окончания КАИ работал на оборону и всю жизнь был «сильно засекречен». Талантливый инженер обеспечивал запуск первых боевых ракет Королева. В 1982 году его, генерального конструктора КБ «Южное», переводят в НПО «Энергия». Губанов – разработчик нашего, к сожалению, не взлетевшего из-за грянувшей перестройки космического челнока «Буран». Ученый - автор 150 научных работ и четырехтомника «Триумф и трагедия «Энергии» (размышления главного конструктора)» - умер в 1999 году. На страже воздушных границ России стоят созданные им самые мощные межконтинентальные ракеты SS-18 «Сатана» и «Энергия». Герой Соцтруда, лауреат Ленинской премии, доктор технаук, Губанов был также действительным членом Международной академии астронавтики и членом секции АН России по проблемам освоения Марса.

ВОСЬМАЯ. Владимир Геннадьевич Садовников, чья мемориальная доска тоже находится на этом здании, пересекался с Б.И.Губановым в коридорах КАИ. Те же годы учебы - с 1947-го по 1953-й, и ступени карьерного роста. Знаменитое КБ «Южное» в Днепропетровске. Назначение в Ижевск на должность главного конструктора Ижевского механического завода. А потом директора Воткинского машиностроительного завода. Садовников возглавлял завод 22 года. Под его руководством начали выпуск нового поколения ракет стратегического назначения: «Темп С», «Пионер», «Ока», «Тополь», «Точка». Владимир Геннадьевич награжден двумя орденами Ленина и орденами Трудового Красного Знамени. Он депутат и почетный гражданин города Воткинска.

ДЕВЯТАЯ. Сергей Васильевич Румянцев в детстве беспризорничал, вырос в детдоме. Но хорошие люди на жизненном пути научили его трудиться и уважать других. После окончания МАИ Румянцева направили на Казанский авиазавод, затем, в 1938 году, на работу в КАИ. Задача - организовать кафедру авиамоторостроения. Позже его кафедра слилась с кафедрой Глушко. После отъезда Глушко в Москву Румянцев - руководитель кафедры «Теория авиационных двигателей» и ректор КАИ. Он успевал вести научную деятельность, много сил отдавал депутатской работе в Казанском горсовете. В 1955 году Румянцева назначили замминистра высшего образования СССР. А с 1960 года он в течение 10 лет - ректор Университета дружбы народов им. Патриса Лумумбы. К многочисленным наградам ученого, которыми отмечен его вклад в науку, - орденам Ленина и Трудового Красного Знамени, прибавилась почетная медаль «Борец за мир».

news_right_column_240_400
news_bot_970_100