Как и ожидалось, в зале был аншлаг - на концерт пришли не только преданные зрители, но и руководители танцевальных коллективов из Москвы, Санкт-Петербурга, Кирова, Тольятти, Самары…
- Максим Геннадьевич, как вам пришла идея создания коллектива?
- Это было в августе 1994 года. Встретившись с ребятами из коллектива «Юность», с которыми вместе занимались танцами, подумали: хорошо было бы создать в Казани нечто такое, что бы объединяло эстрадный танец и шоу-театр. И реализовали идею. В то время мы были чуть ли не единственным детским коллективом в Татарстане. Поскольку я вырос за кулисами - мои родители были ведущими солистами театра оперы и балета им. Джалиля, театр для меня был всегда чем-то магическим… Очень благодарен своим родителям за поддержку - с первых дней создания мама трудилась педагогом в «Шарме». Папа долго не верил в успех проекта, но все же присоединился к нам после первого посещения концерта.
- Как центр искусств «Шарм» вы функционируете уже 5 лет…
- Как учреждение мы начали свое существование в новом просторном здании, построенном специально для нашего центра. Это был первый пример частно-государственного партнерства. Рады, что было учтено большинство наших пожеланий: мы получили большое здание, где разместили 5 танцевальных классов, студию звукозаписи, кабинеты для занятий вокалом и театр моды. То, что нас отличает от других учреждений дополнительного образования, - работа на базе центра, а не по кружкам в разных школах. Это сближает и воспитанников, и педагогов.
- За четверть века через ваш танцевальный коллектив прошло несколько тысяч ребят от 4 до 18 лет. Многие ли из них стали профессиональными танцорами?
- Судьбы выпускников сложились по-разному: есть среди них и танцоры, и продюсеры, и музыканты, и фитнес-тренеры, и директора компаний... Многие из них стали успешными в том числе и потому, что, придя в «Шарм», научились по-настоящему выкладываться на 100 процентов. Всем ребятам, пришедшим в «Шарм», я говорю: на сегодняшний день занятие танцами - это ваша работа. Как у мамы, которая тоже каждый день ходит на работу, несмотря на свое настроение и самочувствие… Главное в этой жизни - найти дело по душе, тогда и жить будет проще. И пусть многие ребята далеко не всегда после окончания школы выбирают творческое направление, после вуза многие из них продолжают заниматься искусством. Аплодисменты зрителей, глаза в зале, которые ты видишь, признание публики - это то, что способно вернуть на сцену.
- Строгий ли отбор в вашем коллективе?
- В центре искусств как учреждении дополнительного образования три направления: вокал, хореография и детский театр моды. Ежегодно мы набираем 120 ребят начиная с четырех лет. Сейчас в центре занимается около 1200 ребят. Отбор, скажу сразу, нестрогий. И вот почему. Одаренных танцевальными способностями детей сейчас вообще мало. К сожалению, как я заметил, практически 90 процентов ребят аритмичны: они не могут повторить простейший ритмический рисунок. Не знаю уж, с чем это связано… Родители сейчас приводят детей к педагогам дополнительного образования, потому что хотят, чтобы их чадо хоть чем-то было занято… Нацеленности на результат нет. «Ну пусть он у вас позанимается, хоть спинку поправит…» - говорят родители. Но у нас нет задачи исправить ребенку сколиоз. Наша цель - показать профессиональный уровень, чтобы на ребенка на сцене желали смотреть не только его родители, бабушки-дедушки, но и те, кто совершенно ему не знаком… У нас, как в спорте: нагрузки увеличиваются из года в год. Если четырехлетки занимаются два раза в неделю по часу, то у 6 - 7-классников двухчасовые тренировки проходят три-четыре раза в неделю. Встречается и такое: родители 7 - 8-классника считают, что ребенку уже не надо так много внимания уделять танцам, учителя тоже их поддерживают, впереди ведь ОГЭ! Вдобавок посмеиваются ровесники во дворе: «Ты все танцуешь?» Родители находят такой компромисс: пусть чадо отдохнет два годика, а после сдачи экзаменов вернется в коллектив. Как показывает практика, дети больше не возвращаются: слишком высока цена появившегося свободного времени, которое они чаще всего тратят на безделье и компании во дворе… В итоге получается обратный результат и для родителей, и для детей. В старшем концертном составе есть и те, кому далеко за 20.
- Максим Геннадьевич, вы еще известны как режиссер-постановщик различных мероприятий не только в городе и республике, но и за рубежом.
- Я был режиссером церемонии передачи флага Универсиады в Китае в 2011 году. В 2013 году отвечал за хореографию танцевальных проектов к Универсиаде в Казани, в 2015-м был режиссером церемоний открытия и закрытия в номинации «Мастер» чемпионата мира по водным видам спорта. Я также являюсь режиссером-постановщиком мероприятий в Казанской Ратуше.
- Где можно увидеть выступления вашего коллектива?
- Раньше на городских мероприятиях у нас было 10 - 12 концертных площадок. Сейчас концертов и в городе, и в республике стало намного меньше. Коллектив выступает и с благотворительными концертами к 9 Мая, ко Дню пожилых людей, декаде инвалидов, 8 Марта… Есть у нас и подшефные - три-четыре раза в год мы выступаем в госпитале для ветеранов войн. Пожилые люди - очень благодарные зрители, и поэтому участники этих концертов получают массу положительных эмоций. Бабушки и дедушки аплодируют им как настоящим звездам… Сотрудничаем мы и с Казанской школой-интернатом им. Ласточкиной для детей с ограниченными возможностями здоровья. Недавно наши педагоги занимались с ними жестовым пением и сделали совместный концерт. Это очень важно в плане инклюзивного образования: наши воспитанники видят, что это такие же дети, которые хотят выступать на сцене и жить ярко.