О качере Алексей Куренков отзывается очень уважительно и даже с восхищением: «Он преобразовывает 12 вольт в колоссальную энергию! Когда я его собрал, всех удивило, что лампа дневного света, которую я просто держал в его электромагнитном поле, загорелась без всяких проводов». Вообще-то качер - это трансформатор вроде катушки Тесла, «качатель реактивностей», изобретенный физиком-любителем Владимиром Бровиным. Схему его сборки приводить не буду, хотя Алексей мне ее подробно объяснил: боюсь напутать. Физику учила давно и в отличие от восьмиклассника Куренкова - исключительно теорию. «Самое сложное было намотать силовую катушку, - пояснил юный радиотехник. - Провод очень тонкий, толщиной с человеческий волос, а витков надо сделать полторы-две тысячи. Я наматывал неделю, так как нить часто рвалась, приходилось ее спаивать, а место спайки лакировать, чтобы не было утолщений». Сейчас Алексей занят не менее сложным (даже, по его словам, «неимоверно сложным») делом - настройкой электрогитары, собранной его товарищем по занятиям в центре Рамисом Вафиным. Из досок, деки, грифа и (из чего там гитары делаются?) Рамис умудрился собрать гитару. Правда, он очень торопился - требовалось уложиться в пять дней (поспорил мальчишка, с кем не бывает). В результате датчики поставил «маленько неправильно», а Алексей отдувается, битый час перебирая струны. Но товарищ не в обиде: он теперь твердо решил, что тоже соберет гитару. И не какую-нибудь, а копию гитары Гибсона модели 1958 года под названием Flying «V». «Причем такую, чтобы не отличалась от заводской. Я гитарами давно увлекаюсь, у меня дома их несколько. У нас с ребятами своя рок-группа. Мы уже две песни сочинили», - говорит. Вот такой юный изобретатель с музыкальным уклоном. Кстати, Рамис учится в шестом классе и физику еще не проходил. И вообще занимается в авиамодельном кружке. Алексей время от времени заглядывает к соседям: то в авиамодельный, то в кружок робототехники. Роботов он конструирует не по схемам - по ним занимаются те школьники, что помладше. Роботов, к которым есть схемы сборки, Алексей именует «пятиминутками» («Потому что их за пять минут собрать можно!»). Ему надо что-то потрудней. К примеру, сделать легендарный танк «Маус» в миниатюре. Пока для танка готовы только платформа и гусеницы. Но главное не собрать, главное - написать компьютерную программу, чтобы танк-робот смог двигаться, крутить башней, стрелять. Гусеничную боевую машину Алексей собирает не один, а с товарищем. Это их вторая попытка собрать танк, в первый раз получился скорее пулемет на колесах, который сразу даже не поехал.
Если в кружке робототехники недостатка в деталях нет - все новенькие, пару лет назад по гранту от правительства республики получены, по контейнерам разложены, то для кружка радиоэлектроники, который пока никаких грантов не удостоился, детали добываются разными способами. Педагог Владимир Васильевич Каргин показал коробки с микросхемами, которые ребята извлекли из старой списанной оргтехники. Получается, чкаловцы не только изобретением занимаются, но и мусор с пользой утилизуют. Им даже нравится самим искать комплектующие. На готовенькое, говорят, приходить неинтересно! Алексея Куренкова, конечно, давно заметили, он участник многих выставок, победитель конкурсов и олимпиад. В последние годы и вузы стали обращать внимание на школьников, увлеченных техническим творчеством вообще и радиоэлектроникой в частности. Приглашают их на занятия в свои лаборатории. К примеру, в КНИТУ-КАИ на бывшем радиотехническом факультете (сейчас это институт радиоэлектроники и телекоммуникаций) занимаются 14 школьников с 8-го по 10-й класс. Кстати, заняться техническим моделированием можно еще в центре детского технического творчества «Факел», в Центре детского творчества им. А.Алиша, открылся кружок робототехники в центре детского творчества Дербышек. Конечно, это не тот масштаб, который был в советские годы. Тогда в Казани было 24 профсоюзных клуба при заводах, где с детьми занимались всяким изобретательством. Но надо сказать, что государство вкладывает средства в дополнительное образование. Правда, пока выборочно. На техническое оборудование для школьного роботостроения, которое закупалось в 2011 - 2012 годах по федеральной целевой программе, было потрачено около 20 миллионов рублей. В рамках этой программы оснастили ЦДТТ имени Чкалова, ЦДТ «Дербышки», роботы с компьютерами и программным обеспечением уехали в Зеленодольск, Набережные Челны, Альметьевск, в Спасский район. В результате этих усилий в кружки удалось привлечь две тысячи детей республики.Но это роботы. А как же радиоэлектроника, авиамоделирование и конструирование, картинг? В конце прошлого учебного года две казанские школы - 131-я и 164-я - выиграли гранты по проекту «Школа после уроков» на создание радиотехнических лабораторий. Правда, радиоэлектроникой ученики этих школ уже занимаются и, между прочим, в составе команд «Зилант» и «Гагарин-М» ездят в Москву на соревнования по запуску обучающих школьных спутников.
Если в кружке робототехники недостатка в деталях нет - все новенькие, пару лет назад по гранту от правительства республики получены, по контейнерам разложены, то для кружка радиоэлектроники, который пока никаких грантов не удостоился, детали добываются разными способами. Педагог Владимир Васильевич Каргин показал коробки с микросхемами, которые ребята извлекли из старой списанной оргтехники. Получается, чкаловцы не только изобретением занимаются, но и мусор с пользой утилизуют. Им даже нравится самим искать комплектующие. На готовенькое, говорят, приходить неинтересно! Алексея Куренкова, конечно, давно заметили, он участник многих выставок, победитель конкурсов и олимпиад. В последние годы и вузы стали обращать внимание на школьников, увлеченных техническим творчеством вообще и радиоэлектроникой в частности. Приглашают их на занятия в свои лаборатории. К примеру, в КНИТУ-КАИ на бывшем радиотехническом факультете (сейчас это институт радиоэлектроники и телекоммуникаций) занимаются 14 школьников с 8-го по 10-й класс. Кстати, заняться техническим моделированием можно еще в центре детского технического творчества «Факел», в Центре детского творчества им. А.Алиша, открылся кружок робототехники в центре детского творчества Дербышек. Конечно, это не тот масштаб, который был в советские годы. Тогда в Казани было 24 профсоюзных клуба при заводах, где с детьми занимались всяким изобретательством. Но надо сказать, что государство вкладывает средства в дополнительное образование. Правда, пока выборочно. На техническое оборудование для школьного роботостроения, которое закупалось в 2011 - 2012 годах по федеральной целевой программе, было потрачено около 20 миллионов рублей. В рамках этой программы оснастили ЦДТТ имени Чкалова, ЦДТ «Дербышки», роботы с компьютерами и программным обеспечением уехали в Зеленодольск, Набережные Челны, Альметьевск, в Спасский район. В результате этих усилий в кружки удалось привлечь две тысячи детей республики.Но это роботы. А как же радиоэлектроника, авиамоделирование и конструирование, картинг? В конце прошлого учебного года две казанские школы - 131-я и 164-я - выиграли гранты по проекту «Школа после уроков» на создание радиотехнических лабораторий. Правда, радиоэлектроникой ученики этих школ уже занимаются и, между прочим, в составе команд «Зилант» и «Гагарин-М» ездят в Москву на соревнования по запуску обучающих школьных спутников.