Наши подводники стали первыми, кто совершил погружение в озеро Лабынкыр в Оймяконском районе Якутии - самой холодной точке планеты. В условиях вечной мерзлоты аквалангисты Дмитрий Шиллер, Виктор Озаренко и подводный оператор Александр Губин погружались дважды. Первое погружение составило 23 минуты.
Второе, последовавшее сразу за первым, длилось дольше. В общей сложности отважные дайверы провели под водой около часа. Погружения, заход и выход из воды фиксировали видеокамеры. Эти видеозаписи вместе со всей обширной доказательной базой стали официальной заявкой на включение достижения татарстанских подводников в Книгу рекордов Гиннесса.
Руководитель исторической экспедиции Дмитрий Шиллер побывал в гостях у «КВ» и рассказал о подробностях этого интересного и опасного приключения.
- Дмитрий, на «полюсе холода» действительно жутко холодно?
- В тот момент, когда мы были на Лабынкыре, там здорово потеплело: было 44 градуса мороза. Правда, ночью температура падала на 10 градусов.
- Каково это - погружаться в ледяную воду?
- Ощущение, что погружаешься в кипяток. Такой эффект дает резкий перепад температур, когда из минус 44 попадаешь в воду плюс 2. До нас еще никто не погружался с перепадом в почти 50 градусов. И никто не знал, как организм поведет себя в таких условиях.
- И для техники такой мороз - испытание на прочность?
- Техника - это отдельная песня. Видеокамеры, цифровая техника замерзали на воздухе моментально. Снимали так: фотоаппарат держали под курткой с обогревом, на секунду вытаскивали, делали один кадр - и снова под куртку. Машина, заглушенная более чем на 15 минут, уже не заводится. Отогреть ее - сложная и долгая процедура: ставится шатер, тепловые газовые пушки, и машина сутки отогревается. На таком морозе элементарные бытовые вещи становятся эпопеей. Проблема умыться, попить. Я был в шоке от «шепота звезд». Это когда ты выдыхаешь, а твой выдох на холоде превращается в снежный шарик. Он потрескивает на холоде, поэтому и называется «шепот звезд». С этими замерзшими облачками можно играть.
- Страшно было?
- Я бы назвал это не страхом, а тревогой. Страх - неконтролируемый процесс. А тревога - чувство, с которым можно справиться. Мы прекрасно понимали, что никто никогда до нас этого не делал и никто не мог нам сказать, что там нас ждет. Мы даже говорили, что эта экспедиция туда, не знаю куда. Подготовка началась со сбора информации об озере. Во время тренировок мы специально загоняли себя в самые сложные ситуации и старались все предусмотреть, что там может произойти. Специалисты заявили, если мы не погибнем от холодового шока, то это произойдет под водой через 20 минут от того, как обледенеют регуляторы - элемент водолазного снаряжения для подачи воздуха во время погружения.
- А как проходила подготовка к экспедиции?
- Мы с лета осваивали специальную дыхательную систему. Учились правильно дышать, расслабляться под руководством уникального мастера Георгия Борисовича Мединина, который в Непале учил дышать альпинистов. Его система стала для нас открытием - это смесь йоги и цигун. Она дает фантастический прилив энергии и сил, потому что организм насыщается кислородом. Но эффект начинаешь чувствовать не через день-два, а после десяти дней тренировок. Подводная подготовка проходила в Казани, на озере в Вологодской области и на Красном море. Там мы загоняли себя на глубину 30 м без аквалангов. Это мощнейшее антистрессовое оружие. Очень помогли нам мастера боевых искусств джиу-джитсу и айкидо Алексей Мищенко и Александр Сивков.
- Как ощутили холодовой шок от перепада температур?
- Основная проблема была как раз в этом - сердце просто не справится с такой нагрузкой. Действительно, когда погружались под лед, оно билось со страшной силой, буквально выскакивало из груди. Только дыхательные упражнения помогли быстро успокоиться и нормализовать сердцебиение.
- Как удалось решить проблему с регулятором?
- При первом погружении регулятор отказал. Но мы были готовы к этому. Все действия в такой ситуации отработали на тренировках до автоматизма. Поэтому без паники, спокойно прямо под водой мы регулятор заменили и продолжили погружение.
- Экипировка и снаряжение были особенные?
- Мелочей в таких экспедициях не бывает. Поэтому вопросам жизнеобеспечения было посвящено, наверное, процентов 70 всей нашей подготовки. Одежду подбирали особенно тщательно - нельзя было не перегреться, не переохладиться. Перегрев - это потоотделение, а вспотевший человек на таком морозе оледенеет. Когда выбирали экипировку, нас потрясла цена: одна красно-желтая с бантиками куртка стоила 40 тысяч рублей. А рядом висела сине-черная экипировка, правда, без бантиков - 15 тысяч за полный комплект. Но сделан он точно из такого же материала, что и костюм за 40 тысяч. Мы купили экипировку без бантиков, и никто из нас не замерз.
- Чем питались во время экспедиции?
- Мы не могли взять много еды. Но в то же время надо было взять именно ту еду и столько, чтобы она поддерживала силы. Питание было чисто мужским - простым, но сытным. Конина, лук, хлеб и черный чай - основной рацион.
- Правда, что перед погружением в озеро Лабынкыр был проведен специальный шаманский обряд?
- Местные жители к этому озеру относятся с очень большим трепетом. Для них это мистическое место, они заходят сюда нечасто. Нам сразу сказали: «Вы туда не пойдете, пока не разрешит шаман!» Причем это должен быть не простой шаман, а один из пяти Великих шаманов. Наши якутские товарищи его пригласили. С Великим шаманом мы разговаривали 8 часов, он дал свое согласие. Обряд длился 20 минут. То, что мы увидели, потрясло! Я думал, что это просто люди в костюмах с бубнами пляшут у костра, а оказалось все намного сложнее и серьезнее.
- Наверное, все спрашивали вас о таинственном чудовище - Лабынкырском черте, который, по легенде, живет в этом озере?
- Чудовища не видели. При погружении здорово волновались и были больше сконцентрированы на выживании, чем на обзорной экскурсии. Дно озера напоминает лунный пейзаж с одиноко стоящими камнями. Лабынкыр - озеро с загадкой. Есть показания людей, видевших в 1956 году в озере большое живое существо. Причем эти люди - серьезные ученые, доктора Академии наук СССР, которые очень ответственно относились к каждому своему слову.
- Ради чего экспедиция была организована: установить мировой рекорд, сделать научное открытие, проверить себя?
- Наш отряд не зря называют «научный спецназ». Мы можем добраться туда, куда ученые попасть не могут. Нашей задачей было не просто погрузиться и установить рекорд, а взять пробы воды и грунта со дна озера, чтобы узнать, какая кормовая база и биологическая жизнь в таких экстремальных условиях. Все пробы передали в лабораторию Якутского университета. Результаты исследований будут известны через несколько месяцев.
- Нас могут ожидать открытия?
- Возможно, но даже если этого не произойдет, все равно наша экспедиция имеет большое научное значение в сфере исследования возможностей человеческого организма.
- Какие открытия под водой сделали вы?
- Главные открытия - люди. Человек в экстремальных условиях раскрывается полностью. Например, совершенно с неожиданной стороны проявил себя журналист Антон Райхштат. Он делал репортаж об охотниках. Вдруг рядом с теми, кого он снимал, взорвалась канистра с бензином, и они загорелись. Антон бросил камеру, технику и своим телом стал сбивать огонь с людей. Минимум три человека остались живы благодаря Антону. Я еще раз убедился: только жесткая дисциплина позволяет успешно осуществлять такие проекты. Каждый член группы должен быть командным игроком. Если бы с кем-то что-то случилось, то экспедицию пришлось завершить досрочно.
К счастью, у нас обошлось без травм, обморожений, медицинская помощь никому не понадобилась. И мы выполнили все задачи, которые перед нами стояли. Надо еще понимать, что такая экспедиция, длившаяся 20 дней, - это колоссальные финансовые вложения, за которые нам надо отчитаться.
- Если не секрет, какой бюджет экспедиции на Лабынкыр?
- Чуть больше 5 миллионов рублей. Хочу поблагодарить Президента Татарстана, премьер-министра республики, предприятия, фирмы, которые помогли организовать экспедицию. Можно сказать, деньги собирали всем миром. У моего дома есть рюмочная, однажды подходит там ко мне мужик: «Ты, что ли, на исследование ледяного озера деньги собираешь? Эх! На! Мужики меня похмелят!» - и протянул скомканные 30 рублей. Грех было не взять.
- Какие еще глубины планирует покорять ваш «научный десант»?
- К Универсиаде хотим приурочить новый рекорд - рекорд на Южном полюсе. Но все зависит от того, поддержит ли нас правительство республики.
Дмитрий Шиллер - председатель отделения Русского географического общества в РТ, президент Федерации подводных видов спорта РТ. Обладатель рекорда Татарстана на глубину погружения - 165 м, обладатель Кубка мира по спортивному дайвингу. Под его началом Федерация подводных видов спорта РТ с 2007 года трижды становилась победителем и призером международных и всероссийских соревнований. Наши спортсмены - обладатели первого Кубка мира и первого Кубка России по дайвингу. Дмитрий Августович - представитель немецкого рода, которому более 300 лет. Женат, имеет двух дочерей - старшей 7 лет, младшей 4 года.
Озеро Лабынкыр находится на высоте 1020 м над уровнем моря. Его протяженность с севера на юг - 14 км, ширина - около 4 км, глубина - около 60 м. Село Оймякон известно как «полюс холода». Средняя температура зимой составляет минус 56,3 градуса. Толщина льда на озере - 70 см. Лабынкыр оттаивает всего на два месяца в году.
От озера до ближайшей цивилизации 100 км, которые на машине можно преодолеть за 12 часов.
Второе, последовавшее сразу за первым, длилось дольше. В общей сложности отважные дайверы провели под водой около часа. Погружения, заход и выход из воды фиксировали видеокамеры. Эти видеозаписи вместе со всей обширной доказательной базой стали официальной заявкой на включение достижения татарстанских подводников в Книгу рекордов Гиннесса.
Руководитель исторической экспедиции Дмитрий Шиллер побывал в гостях у «КВ» и рассказал о подробностях этого интересного и опасного приключения.
Ледяная вода казалась кипятком
- Дмитрий, на «полюсе холода» действительно жутко холодно?
- В тот момент, когда мы были на Лабынкыре, там здорово потеплело: было 44 градуса мороза. Правда, ночью температура падала на 10 градусов.
- Каково это - погружаться в ледяную воду?
- Ощущение, что погружаешься в кипяток. Такой эффект дает резкий перепад температур, когда из минус 44 попадаешь в воду плюс 2. До нас еще никто не погружался с перепадом в почти 50 градусов. И никто не знал, как организм поведет себя в таких условиях.
- И для техники такой мороз - испытание на прочность?
- Техника - это отдельная песня. Видеокамеры, цифровая техника замерзали на воздухе моментально. Снимали так: фотоаппарат держали под курткой с обогревом, на секунду вытаскивали, делали один кадр - и снова под куртку. Машина, заглушенная более чем на 15 минут, уже не заводится. Отогреть ее - сложная и долгая процедура: ставится шатер, тепловые газовые пушки, и машина сутки отогревается. На таком морозе элементарные бытовые вещи становятся эпопеей. Проблема умыться, попить. Я был в шоке от «шепота звезд». Это когда ты выдыхаешь, а твой выдох на холоде превращается в снежный шарик. Он потрескивает на холоде, поэтому и называется «шепот звезд». С этими замерзшими облачками можно играть.
Экспедиция туда, не знаю куда
- Страшно было?
- Я бы назвал это не страхом, а тревогой. Страх - неконтролируемый процесс. А тревога - чувство, с которым можно справиться. Мы прекрасно понимали, что никто никогда до нас этого не делал и никто не мог нам сказать, что там нас ждет. Мы даже говорили, что эта экспедиция туда, не знаю куда. Подготовка началась со сбора информации об озере. Во время тренировок мы специально загоняли себя в самые сложные ситуации и старались все предусмотреть, что там может произойти. Специалисты заявили, если мы не погибнем от холодового шока, то это произойдет под водой через 20 минут от того, как обледенеют регуляторы - элемент водолазного снаряжения для подачи воздуха во время погружения.
- А как проходила подготовка к экспедиции?
- Мы с лета осваивали специальную дыхательную систему. Учились правильно дышать, расслабляться под руководством уникального мастера Георгия Борисовича Мединина, который в Непале учил дышать альпинистов. Его система стала для нас открытием - это смесь йоги и цигун. Она дает фантастический прилив энергии и сил, потому что организм насыщается кислородом. Но эффект начинаешь чувствовать не через день-два, а после десяти дней тренировок. Подводная подготовка проходила в Казани, на озере в Вологодской области и на Красном море. Там мы загоняли себя на глубину 30 м без аквалангов. Это мощнейшее антистрессовое оружие. Очень помогли нам мастера боевых искусств джиу-джитсу и айкидо Алексей Мищенко и Александр Сивков.
- Как ощутили холодовой шок от перепада температур?
- Основная проблема была как раз в этом - сердце просто не справится с такой нагрузкой. Действительно, когда погружались под лед, оно билось со страшной силой, буквально выскакивало из груди. Только дыхательные упражнения помогли быстро успокоиться и нормализовать сердцебиение.
- Как удалось решить проблему с регулятором?
- При первом погружении регулятор отказал. Но мы были готовы к этому. Все действия в такой ситуации отработали на тренировках до автоматизма. Поэтому без паники, спокойно прямо под водой мы регулятор заменили и продолжили погружение.
Благословение от Великого шамана
- Экипировка и снаряжение были особенные?
- Мелочей в таких экспедициях не бывает. Поэтому вопросам жизнеобеспечения было посвящено, наверное, процентов 70 всей нашей подготовки. Одежду подбирали особенно тщательно - нельзя было не перегреться, не переохладиться. Перегрев - это потоотделение, а вспотевший человек на таком морозе оледенеет. Когда выбирали экипировку, нас потрясла цена: одна красно-желтая с бантиками куртка стоила 40 тысяч рублей. А рядом висела сине-черная экипировка, правда, без бантиков - 15 тысяч за полный комплект. Но сделан он точно из такого же материала, что и костюм за 40 тысяч. Мы купили экипировку без бантиков, и никто из нас не замерз.
- Чем питались во время экспедиции?
- Мы не могли взять много еды. Но в то же время надо было взять именно ту еду и столько, чтобы она поддерживала силы. Питание было чисто мужским - простым, но сытным. Конина, лук, хлеб и черный чай - основной рацион.
- Правда, что перед погружением в озеро Лабынкыр был проведен специальный шаманский обряд?
- Местные жители к этому озеру относятся с очень большим трепетом. Для них это мистическое место, они заходят сюда нечасто. Нам сразу сказали: «Вы туда не пойдете, пока не разрешит шаман!» Причем это должен быть не простой шаман, а один из пяти Великих шаманов. Наши якутские товарищи его пригласили. С Великим шаманом мы разговаривали 8 часов, он дал свое согласие. Обряд длился 20 минут. То, что мы увидели, потрясло! Я думал, что это просто люди в костюмах с бубнами пляшут у костра, а оказалось все намного сложнее и серьезнее.
- Наверное, все спрашивали вас о таинственном чудовище - Лабынкырском черте, который, по легенде, живет в этом озере?
- Чудовища не видели. При погружении здорово волновались и были больше сконцентрированы на выживании, чем на обзорной экскурсии. Дно озера напоминает лунный пейзаж с одиноко стоящими камнями. Лабынкыр - озеро с загадкой. Есть показания людей, видевших в 1956 году в озере большое живое существо. Причем эти люди - серьезные ученые, доктора Академии наук СССР, которые очень ответственно относились к каждому своему слову.
Откроет ли озеро свои тайны?
- Ради чего экспедиция была организована: установить мировой рекорд, сделать научное открытие, проверить себя?
- Наш отряд не зря называют «научный спецназ». Мы можем добраться туда, куда ученые попасть не могут. Нашей задачей было не просто погрузиться и установить рекорд, а взять пробы воды и грунта со дна озера, чтобы узнать, какая кормовая база и биологическая жизнь в таких экстремальных условиях. Все пробы передали в лабораторию Якутского университета. Результаты исследований будут известны через несколько месяцев.
- Нас могут ожидать открытия?
- Возможно, но даже если этого не произойдет, все равно наша экспедиция имеет большое научное значение в сфере исследования возможностей человеческого организма.
- Какие открытия под водой сделали вы?
- Главные открытия - люди. Человек в экстремальных условиях раскрывается полностью. Например, совершенно с неожиданной стороны проявил себя журналист Антон Райхштат. Он делал репортаж об охотниках. Вдруг рядом с теми, кого он снимал, взорвалась канистра с бензином, и они загорелись. Антон бросил камеру, технику и своим телом стал сбивать огонь с людей. Минимум три человека остались живы благодаря Антону. Я еще раз убедился: только жесткая дисциплина позволяет успешно осуществлять такие проекты. Каждый член группы должен быть командным игроком. Если бы с кем-то что-то случилось, то экспедицию пришлось завершить досрочно.
К счастью, у нас обошлось без травм, обморожений, медицинская помощь никому не понадобилась. И мы выполнили все задачи, которые перед нами стояли. Надо еще понимать, что такая экспедиция, длившаяся 20 дней, - это колоссальные финансовые вложения, за которые нам надо отчитаться.
- Если не секрет, какой бюджет экспедиции на Лабынкыр?
- Чуть больше 5 миллионов рублей. Хочу поблагодарить Президента Татарстана, премьер-министра республики, предприятия, фирмы, которые помогли организовать экспедицию. Можно сказать, деньги собирали всем миром. У моего дома есть рюмочная, однажды подходит там ко мне мужик: «Ты, что ли, на исследование ледяного озера деньги собираешь? Эх! На! Мужики меня похмелят!» - и протянул скомканные 30 рублей. Грех было не взять.
- Какие еще глубины планирует покорять ваш «научный десант»?
- К Универсиаде хотим приурочить новый рекорд - рекорд на Южном полюсе. Но все зависит от того, поддержит ли нас правительство республики.
Представляем гостя
Дмитрий Шиллер - председатель отделения Русского географического общества в РТ, президент Федерации подводных видов спорта РТ. Обладатель рекорда Татарстана на глубину погружения - 165 м, обладатель Кубка мира по спортивному дайвингу. Под его началом Федерация подводных видов спорта РТ с 2007 года трижды становилась победителем и призером международных и всероссийских соревнований. Наши спортсмены - обладатели первого Кубка мира и первого Кубка России по дайвингу. Дмитрий Августович - представитель немецкого рода, которому более 300 лет. Женат, имеет двух дочерей - старшей 7 лет, младшей 4 года.
Наша справка
Озеро Лабынкыр находится на высоте 1020 м над уровнем моря. Его протяженность с севера на юг - 14 км, ширина - около 4 км, глубина - около 60 м. Село Оймякон известно как «полюс холода». Средняя температура зимой составляет минус 56,3 градуса. Толщина льда на озере - 70 см. Лабынкыр оттаивает всего на два месяца в году.
От озера до ближайшей цивилизации 100 км, которые на машине можно преодолеть за 12 часов.