Если спросить ребенка, почему его дразнят, то часто можно услышать типичный ответ: они меня хотят довести! Жертва в этой острой стрессовой ситуации очень ярко раскрывает себя. Собственно, все и разворачивается ради этого. Недаром для ситуации «дразнения» в детской традиции характерен следующий ролевой расклад: агрессор - потенциальная жертва - наблюдатели. Наблюдатели составляют общественное мнение, выносят оценку поведения участников, распространяют ее. То есть «дразнение» - это проверка на социально-психологическую прочность, по результатам которой определяется место ребенка в групповой иерархии. Ведь не случайно особенно сильно дразнят новичков.
Главный вопрос: что же делать дразнимому? Как достойно выйти из этой ситуации? Следует поступать так. Перво-наперво иметь правильную установку, то есть воспринимать «дразнение» как ситуацию испытания. Как ни удивительно, осознание этого простого факта само по себе уже может помочь некоторым детям справиться с чувствами удивления и обиды, которые захлестывают их поначалу и мешают соображать.
Второй момент - вести себя внешне как можно более спокойно. Желательно не позволять поддаться чувствам страха, обиды или злости и уж тем более не показывать их. Лучше делать вид, что тебе все нипочем, состроить презрительную мину или бесстрастное лицо. Но все же, если тебя дразнят или обзывают и никуда не деться, то надо немедленно отвечать. На детском языке это называется отговариваться.
У детей в отличие от взрослых на протяжении всего детства сохраняется очень уважительное отношение к магической силе слова. Категорически нельзя допускать, чтобы обзывания «впитались» в личность. Такое впитывание и проникновение злой силы проявляется в том, что ребенок внутренне расстраивается, а внешне не защищает себя.