ДЫШИМ НА ЛАДАН?

Татарстанских да и российских сельхозпроизводителей, похоже, ждет скорое разорение.

news_top_970_100

Татарстанских да и российских сельхозпроизводителей, похоже, ждет скорое разорение.

В нашей стране всегда так: одной рукой даем, другой - отнимаем. «Осчастливить» наровят на гривенник, а отобрать - на рубль. Теперь многие законодатели и члены правительства, судя по всему, решили окончательно изничтожить крестьянство - с 1 января 2004 года вводится грабительский налог на имущество для тружеников села.

А ведь казалось, в середине октября депутаты российского парламента вняли многолетним просьбам аграриев и приняли в третьем чтении закон о едином сельхозналоге.

- Для меня и многих моих коллег тот день стал праздником, - рассказывает фермер Мунир Валеев, занимающийся разведением кроликов и индюшек под Казанью. - В уме подсчитывали прибыли от грядущего снижения фискальных поборов - число налогов значительно сократилось, осталось два вида платежей - за землю и на прибыль. Причем последний выплачивается раз в год и установлен в размере всего 6 процентов. Да и определен он так, что позволяет списывать рачительным хозяевам с налогооблагаемой базы значительную часть расходов на развитие, обновление технического парка, внедрение новых прогрессивных технологий.

Для Валеева последнее обстоятельство значило многое - он только что приобрел кросс-бридинговую английскую породу индюшек и надеялся хотя бы раза в два окупить расходы на ее покупку и адаптацию. Но в нашей стране радоваться щедрости со стороны государства никогда не стоит спешить - как пить дать, оберут до ниточки. Вот и наши фермеры, как и обычные сельчане, подзабыли, что еще в прошлом году были внесены серьезные изменения в Налоговый кодекс, согласно которым подати на имущество с 1 января 2004 года распространяются не только на промышленные, но и на строительные и сельскохозяйственные предприятия.

- Я об этом налоге вообще-то слышал, - делится своими сомнениями Мунир. - Но в Ассоциации фермеров Татарстана нас заверяли, что по новой редакции НК субъектам федерации разрешено самим устанавливать льготы и освобождения от этого налога и, мол, в Татарстане для сельчан он будет обязательно упразднен - кто ж допустит развал сельского хозяйства республики?

Как же - упразднили... Даже работники Минсельхозпрода республики были шокированы, узнав, что правительство и не намерено изымать доходные статьи имущественного мыта из бюджета 2004 года, а депутаты Госсовета Татарстана в двух чтениях дружно проголосовали за его сохранение. 700 миллионов рублей (именно такие параметры по имущественным поборам для сельчан заложены в проект казны) для нынешнего сверхдефицитного республиканского бюджета, конечно, лакомый и - в глазах многих народных избранников - спасительный кус. На практике же это означает, что, получив серьезные послабления по доходам на прибыль, крестьяне с лихвой будут вынуждены перекрывать их платежами за производственное и домашнее имущество.

Конечно, больнее всего новый налог ударит по разваливающимся колхозам, владельцам индивидуальных крестьянских подворий, фермерам (особенно тем, кто занят товарным зернопроизводством). Крупные инвесторы-агрохолдинги (вроде «Разгуляй-УкрРосса», «Золотого колоса») перенесут его введение спокойнее. Но и в среде крупных капиталистов-аграриев (занятых, например, производством ячменя) зреет возмущение, граничащее с бунтом: на кой черт нужно было принимать лукавый закон о едином сельхозналоге, если он тут же нарушается введением дополнительных поборов - на производственные мощности, сельхозматериалы, жилье?

- У меня не очень много техники, но думаю, если налог на сельхозимущество будет все-таки одобрен в третьем чтении, придется расстаться с доброй половиной моего кроличьего и индюшачьего поголовья, - сокрушается Мунир Валеев. - Содержать большое количество животных будет просто невозможно. А колхозы наши вообще разорятся или все равно не станут ничего платить - не забудьте, со следующего года на 20 с лишним процентов возрастают еще тарифы на электроэнергию, отопление, газ.

Самое обидное, что сельчан наших стремятся разорить на сей раз не федеральные, а местные власти. Хотя у республики есть все возможности «похоронить» весьма проблемный и крайне трудно собираемый налог.

Дмитрий= ВИШНЕВСКИЙ.

news_right_column_240_400