Об этом он рассказал нашему корреспонденту на выставке «Лес и человек – Казань», где демонстрировал удивленным посетителям мастерство плетения обуви из самого что ни на есть древнего натурального материала родом из липовых рощ.
- Константин Андреевич, а для кого вы сейчас плетете лапти? Заказчики столь оригинальной продукции разве что музеи...
- Не только! В последнее время моими лаптями начали больше организации интересоваться. От них регулярно стали поступать заказы. Правда, что с лаптями потом делают, не знаю.
- А вы где обучились этому старинному ремеслу?
- В семье. Родом я из деревни Шаймурзино, что в Чувашии. Родители - лаптежники. Меня они с детства научили и лапти плести, и рассказали, когда у деревьев лучшая пора для сбора лыка. В войну отца забрали на фронт. Вся работа по изготовлению этой обувки ко мне перешла как к старшему сыну. Это ведь сейчас на лапти смотрят как на диковинку из былин и сказок. А в военные годы у нас вся деревня ходила в лаптях. Время было тяжелое, ботинок и сапог не хватало. Так что работать мне приходилось много. Но зато обеспечивал всю семью.
- Какой материал используете для своих плетенок?
- Традиционный - липовую кору. Но не самый верхний и жесткий слой, а тот, что под ним. Лучшая пора для сбора - когда деревья набирают сок. Обычно отправляются в лес, начиная с конца мая и до Петрова дня в середине июля. Потом древесный ствол становится сухим. Но в этом году оказалось трудно подобрать нужные заготовки – очень сухо весной было нынче.
- Лапти делают по размеру? Сыну 41-й, дочке 36-й - так? Или приходится либо разнашивать, либо носок набивать соломой?
- Точных размеров никто не заказывает. Все делается на глазок. Хотя, конечно, когда посмотришь на ногу, для большого размера выбираешь лыко пошире. А деревянную колодку делаешь подлиннее.
- Кому передаете секреты мастерства?
- К сожалению, никому. У меня два сына. Оба живут в городе и говорят, что там мои лапти без надобности.
СПРАВКА. Лапти - обувь, распространенная на Руси в старину, но бывшая в широком употреблении в сельской местности до 1930-х годов. Сплетена из древесного лыка (липового, вязового и других пород), бересты или пеньки. Лапоть крепился к ноге шнурками, скрученными из того же лыка. Одно из первых упоминаний о лаптях встречается в «Повести временных лет» (XII век). Подобный вид обуви изготовляли североамериканские индейцы и даже австралийские аборигены.
В год крестьянин изнашивал от 50 до 60 пар лаптей. Мужчине пары лаптей хватало на неделю. На семью из четырех человек иногда требовалось до 150 пар. Но крестьяне шли на такие трудозатраты, так как стоимость кожаной обуви была слишком велика. Чтобы купить сапоги себе, крестьянин должен был продать четверть собранного урожая хлеба. А для жены и детей — еще две четверти.