Валентин Серов был учеником самого Репина, и перенял от него часть приемов, внеся в живопись вместе с тем и свое собственное восприятие мира. Серов являлся великолепным портретистом. В его картинах отражаются живые люди в их настоящей жизни, со своими настоящими чувствами и эмоциями. И далеко не зря Серова называют гражданином своей эпохи. Он был честным художником, отражающим в своих картинах лишь то, что было понятно и близко ему. Он родился и жил в благополучной семье, не чурающейся искусствами.
Величайший русский мастер пейзажей Иван Иванович Шишкин серьезно заниматься живописью начал только с двадцати лет. Долгое время патриархальные устои его семьи не разрешали представителю купеческого сословия заниматься так называемым “малеванием”. Преодолев многие семейные барьеры, Шишкин вскоре стал учится у Мокрицкого, придерживавшегося строгих консервативных взглядов и привившего в свою очередь их своему ученику.
Шишкин очень много трудится над натурой, делая множество набросков относящихся к природе – деревья, кустарники, цветы. Огромное значение он придавал точности передачи натуры. Он был настоящим натуралистом, подробно ученому, изучавшему строение каждого заинтересовавшего его растения. Художник всегда сам искал и находил среди незаметных предметов природы что-либо необычное и мог преподнести эту свою находку зрителям, открывая увидевшийся ему мир природы.
Великий Репин, вспоминая о Шишкине, восторгался его могучей статью, громким голосом, который заражал всех вокруг весельем, олицетворял здоровье и силу. Репин вспоминал, бывало, что публика восторгалась процессом его (Шишкина) работы, когда рисунок шаг за шагом, невзирая на вроде бы грубые движения художника становился все прекраснее, наполняясь одухотворенностью. И природа, которую рисовал мастер, была под стать ему – такая же богатырская и мощная.
Художника очень привлекала дикая природа севера России, он воспевал её внешнюю неяркость, подчеркивая её величие во всей её суровой действительности. Он создал много зарисовок на Валааме, в пригородах Москвы и Петербурга. Возможно, именно для того, чтобы ярче и четче показать свое отношение к этим прекрасным местам, Шишкин писал картины в солнечном освещении. Все его работы относится или к лету или к зиме, когда краски наиболее живы, а природа – спокойнее. Его не увлекала подвижность весны или же увядание осени. Постепенно пейзажи перешли в основном к изображению леса, как наиболее близкого и понятного художнику. Эта тема сопровождала Шишкина до конца его дней.