Весной и осенью - «светообострение»
- В одночасье решить вопрос с освещением всех темных улиц просто невозможно, - объясняет заместитель директора МУП «Казгорсвет» Шамиль Хакимов. - Это непрекращающаяся работа. Впрочем, говорить о том, что проблема освещения поселков совсем не решается, нельзя. В каждом из них что-то делается. А ведь еще недавно были такие городские поселки, в которых не было ни одного источника освещения. Сейчас ситуация стабилизируется. Мы продвигаемся поэтапно: от центральных улиц к жилым. Работаем по освоению чешской кредитной линии, благодаря чему, надеемся, положение улучшится. В рамках контракта предполагается замена более 30 тысяч светильников, двух тысяч опор и многого другого. Планируем также поменять старые ртутные светильники на натриевые. У них при большей светоотдаче меньшие энергозатраты.
Тем не менее жалоб от людей ежедневно поступает немало. Любопытно, что пик обращений в горсвет - 50 - 60 в день - приходится на весну-осень. Летом и зимой их меньше: летом темнеет поздно, а зимой белеет выпавший снег, и от него уличное освещение становится ярче.
Если составить своеобразный рейтинг самых темных поселков Казани, то в нем и по количеству заявок от населения, и по числу критических выступлений главы районной администрации лидирует Советский район.
- Тем не менее работа здесь ведется, и немалая, - пояснил Шамиль Равилевич. - Например, поселок Вознесение. В прошлом году мы там охватили несколько центральных улиц, а это около 70 светоточек. Светлее стало в Карьере, Нагорном - здесь работы завершили недавно. В этом году освещение улучшится и на других улицах поселков - в планах 2005 года их много. Приоритет за центральными улицами, где чаще всего ходят люди, есть магазины, учреждения и дороги. Еще раз повторю: чтобы провести освещение сразу на всех улицах, нужны огромные финансовые вложения. Но не все это понимают. Люди как увидят новый фонарь, сразу звонят к нам и требуют поставить такой же на их улице. Приведу несколько цифр: установка одной светоточки в зависимости от объема работ, материальных затрат и месторасположения обходится в сумму от 5 до 60 тысяч рублей. Ее содержание - 1690 рублей в год. Всего в городе более 60 тысяч светоточек. Надо понимать, что затраты на освещение в поселке в расчете на одного жителя несоизмеримы с городом. Одно дело освещать улицу рядом с многоэтажкой, в которой проживают, скажем, 160 человек, а другое - поселковую улицу, где живет такое же количество людей.
Темнота на совести воров
Далее в рейтинге Кировский район. Но здесь особая ситуация. Ни в одном другом районе Казани не украдено столько электрических проводов сетей наружного освещения, как здесь. На некоторых улицах провода восстанавливали по нескольку раз.
- Для примера назову только улицы Приволжскую и Боевую - от Петрушкиного разъезда по направлению к Юдино, - рассказывает Шамиль Хакимов. - Это почти 6 км электросетей. За какие-то три года весь этот участок был безжалостно разобран. Пункты приема металла там чуть ли не на каждом шагу.
Есть такой же участок в жилом массиве от мечети Рамазан и улицы Лебяжьей вдоль кладбища по направлению к улице Сабан. Это частный сектор. Здесь мы уже три раза восстанавливали наружное освещение. Сейчас там снова темно. Не менее «темная» обстановка и в районе улиц Герцена, Тургенева, Кольцова. В последний раз провода там срезали ровно через два месяца после их установки. Эти улицы - одни из центральных в районе. В поселках же вообще ничего не осталось, все разграблено. А ведь все было, работало и сейчас могло бы функционировать. Легче поддерживать существующее положение вещей, чем восстанавливать световые коммуникации.
Любопытно, что при задержании у расхитителей электропроводов обнаруживают профессиональные инструменты - кольца, пояса безопасности, подъемники. То есть «на дело» они идут с полным оснащением. У таких людей с каждым годом появляются новые приспособления для «темных дел». И ничего их не останавливает. Мы были поражены, когда в юдинском Карьере срезали 6-киловольтную линию, находившуюся под напряжением. Когда воров поймали, оказалось, что для работы они приспособили простой деревянный шест с ножовкой.
По мнению Шамиля Равилевича, противостоять такому положению могут только местные жители. Лучше всего работа по профилактике краж электропроводов ведется в Московском и Авиастроительном районах. В последнем особо бдительные граждане даже мастерам горсвета лезть на опору без предъявления удостоверения не разрешают. Случайного человека они и близко к опоре не подпустят - берегут то, что имеют.
Куда утекает городская электроэнергия?..
Однако настоящим бедствием для горсвета стали не только «столбовые» воры, но и владельцы ночных автостоянок.
- Они подключаются к нашим сетям, за счет чего идет двойной расход электроэнергии, - говорит Шамиль Хакимов. - Совместно со службами предприятия «Энергосбыт» мы стараемся бороться с нарушителями, ведь в убытке от такого вероломства остаются многие городские службы. В последнее время приходится разбираться и с рекламщиками, которые освещают свои щиты. Оформляя разрешения на одну мощность, они потребляют другую, а это тоже убытки. Нередко на праздничных мероприятиях к нашим сетям без согласования присоединяют многочисленные гирлянды. Тут тоже очень большой перерасход. И что особенно важно, аппаратуре, рассчитанной на одну мощность, приходится из-за такого «вторжения» работать при повышенных нагрузках. А на предельных режимах она выходит из строя.
Алсу МУБАРАКШИНА.