Горжусь отцом-победителем

Я живу в Челябинске. Поскольку ваш город - неофициальная столица татар всей России, хочу, чтобы казанцы узнали о боевых подвигах моего отца - Михаила Ивановича Ишмиратова, который прошел дорогами войны от Москвы до Праги.

news_top_970_100

На Карельском фронте тоже шли тяжелые бои. Немцы рвались к Мурманску, стремясь лишить СССР единственного незамерзающего порта, принимавшего военные грузы из США и Великобритании. За отличие в боях рядового Ишмиратова направили на трехмесячные курсы командиров пулеметных взводов. Затем он воевал командиром минометного взвода, потом роты. Вот несколько боевых эпизодов, которые привожу по рассказам отца.

Их 31-я стрелковая бригада стояла в обороне. Группа наших солдат закрепилась на нейтральной полосе, где стоял небольшой сарайчик. Немцы не стреляли, но очень активно работал их снайпер, который по одному убивал наших солдат. Это увидел командир бригады полковник Купцов. Он вызвал отца и велел ему послать бойца на «нейтралку», чтобы передать им приказ не высовываться из сарая до темноты, а то немец всех перебьет. А у отца в роте лишь молодежь из нового пополнения. Такое задание для них - верная гибель. Он решил сам преодолеть 400 метров ничьей земли, находящейся под прицелом врага. На счастье, подвернулась бесхозная лошадь, бродившая вдоль наших окопов в поисках пропитания (на фронте это тогда было в порядке вещей).

- Я вскочил на коня и поскакал галопом к сараю, - вспоминал отец. - Чувствую, по мне стреляет снайпер. Лошадь дернулась, но продолжала бежать. Третий выстрел попал ей в голову. Лошадь упала, я кубарем скатился... прямо в сарай. А там около 30 наших солдат. Я им говорю: «Зачем вылезаете? Ведь немец бьет!» А они: «Нас капитан посылает».

Отец приказал арестовать офицера, а сам стал думать, как избавиться от снайпера. И придумал. Под плотным пулеметным огнем немца взяли тепленьким и вернулись живыми. Того капитана отдали под трибунал, а отца представили к ордену Александра Невского.

В 1944 году их бригада участвовала в рейде по тылам противника. Нападали на мелкие немецкие гарнизоны, тыловые части, склады, дезорганизовывали снабжение передовых частей врага. Однажды утром напали на крупный гарнизон, охранявший армейские склады. Сняв часовых, забросали блиндажи и дома гранатами, выбегавших расстреливали. Оставшиеся в живых немцы, вспоминал отец, бежали кто в чем был. К обеду они опомнились и предприняли попытку вернуть склады. Разгорелся жестокий бой, а боеприпасы на исходе. Выручили минометчики, которые приспособили для своих 82-миллиметровых орудий немецкие 81-миллиметровые мины. Это и решило исход боя. Но даже неся огромные потери, немцы продолжали наступать. Для 1944 года их поведение было нехарактерно: так яростно дрались только советские войска. Позже выяснилось, что немцы дрались с яростью обреченных. Наша армия прорвала фронт. 31-я мотострелковая бригада стояла на их пути, мешая отступать на запад. Благодаря мужеству бойцов и смекалке минометчиков немцы понесли огромные потери. А отца наградили орденом Отечественной войны 1-й степени.

Война для капитана Ишмиратова закончилась за четыре дня до взятия Праги. В тот день, 5 мая 1945 года, он с радистом выбирал место для наблюдательного пункта. И вдруг почувствовал сзади удар будто камнем по спине. Спрыгнув в окоп, увидел, что из груди через шинель хлещет кровь. Отец зажал рану спереди, а радисту велел зажать сзади. Так и добрались до медсанбата. Наутро поднялась температура, раненый стал задыхаться. Оказалось, кровь попала во внутренние органы, ее пришлось откачивать. А пуля прошла навылет в сантиметре от сердца.

- В рубашке ты родился, Миша, - сказал отцу хирург.

Отец нередко шутил по этому поводу: «Буду жить до ста лет!» Но война ни для кого даром не проходит. В 1985 году не стало и моего отца. Нет с нами и многих его боевых друзей. Но осталась Великая Победа, ради которой жили, воевали и проливали кровь эти люди.

news_right_column_240_400