С этого факта началась наша беседа с гостем редакции «Казанских ведомостей» - директором Дома дружбы народов Татарстана Иреком Шариповым.
«Умнее народа не будешь!»
- Ирек Ильдусович, с чего начинался Дом дружбы народов Татарстана?
- Более чем в 40 регионах страны есть региональные Дома дружбы народов, но это в большинстве своем - явления последних нескольких лет. А в Татарстане Ассоциация национально-культурных объединений была создана около 30 лет назад. В 1999 году ей выделили здание на улице Островского, который и стал первым Домом дружбы. Ассоциация переросла в Ассамблею народов Татарстана, которую возглавил Председатель Госсовета РТ Фарид Хайруллович Мухаметшин. Количество национально-культурных обществ увеличилось, в небольшом доме им стало тесно. 29 августа 2012 года, в год 20-летия Ассамблеи, торжественно открылось новое здание Дома дружбы народов Татарстана на улице Павлюхина, 57.
8 лет назад в Татарстане было два Дома дружбы народов. Сейчас Домов дружбы и Центров дружбы народов - 12. В республике действуют 240 национально-культурных организаций, которые представляют интересы 37 народов.
Вне религии и вне политики
- Какие главные принципы работы Дома дружбы народов?
- Наш главный принцип: один народ - один голос. У всех народов равные возможности. У нас нет такого подхода: народ, который по численности побольше, у него и прав побольше. Татары составляют около 53% населения нашей республики. Русские - почти 40%, чуваши - 3,1%. То есть три народа - это примерно 96% татарстанцев. А остальные 170 народов - 4%. Мы работаем со всеми. Это наша принципиальная позиция.
Второй важный принцип: мы вне религии и вне политики. Вступать в религиозные и политические споры - опасный путь для межконфессионального общества. Мы эти темы не затрагиваем.
- В чем, на ваш взгляд, формула успеха национальной политики Татарстана?
- Как-то Минтимер Шарипович Шаймиев сказал: «Умнее народа не будешь!» Наши традиции добрососедства идут из глубины веков. На территории Поволжья всегда жили представители разных народов. Они умели находить общий язык друг с другом и при этом сохранять свою самобытность. Да, это бывает сложно. В моноэтнических государствах какие-то проблемы решаются проще. Но там есть другие тонкости. Поэтому они стараются не замыкаться в себе. Они понимают, что коммуникация с другими народами, другими культурами обогащает, дает мощный импульс для дальнейшего экономического развития страны.
Мигранты - это не катастрофа
- Насколько серьезной проблемой для современного общества является миграция?
- В 2018 году миграционной службой Татарстана было поставлено на миграционный учет около 360 тысяч иностранных граждан. У нас трудовая миграция в основном из стран бывшего Советского Союза. Это люди, с которыми еще совсем недавно мы жили в одной большой стране, и они относятся к нам, как к своим.
- 360 тысяч человек - это же примерно 10% населения нашей республики...
- Знаете, к нам приезжала делегация из Германии - руководство земли Тюрингии. Они рассказали, что в год приняли 20 тысяч мигрантов, и это для них очень серьезная проблема. Они очень удивились, узнав, сколько мигрантов принимаем мы. И еще больше удивились тому, что никакой катастрофы при этом у нас нет.
Я считаю, если мы принимаем такое количество мигрантов, значит, у нас самих не родилось столько человек, нужных республике. А мигранты просто занимают пустующие ниши на рынке труда.
- Что делается для социальной адаптации мигрантов?
- Комфортно должны чувствовать себя и жители республики, и мигранты. Мы заинтересованы друг в друге. Республике нужна динамично развивающаяся экономика, а им нужны рабочие места, гарантия безопасности и нормальной жизни.
Система по работе с мигрантами у нас работает стабильно. Все разговоры о высоком уровне преступности среди мигрантов - это миф. Нарушения, конечно, случаются, но они в основном мелкие - какие-то просрочки с документами, некоторые не успевают соблюсти миграционный регламент, то есть речь не идет о серьезных правонарушениях.
Что можно противопоставить глобализации?
- Сегодня мир открыт, люди могут выбирать, где жить и работать. С одной стороны, это здорово, с другой - глобализация нивелирует всех...
- Недавно в Москве пришлось остановиться в гостинице, где не увидел ни одного слова на русском языке - все на английском. И что интересно, это уже никого не удивляет, все воспринимают это как должное.
Глобализация - мировая проблема. Ошибочно думать, что одних народов она коснется, а других обойдет стороной. Коснется всех. Если не в течение жизни двух-трех поколений, то чуть позже. Урбанизация, ассимиляция народов - объективные глобальные процессы, противостоять которым невозможно.
- Как в такой ситуации народам сохранить себя, свой язык, традиции?
- Народам надо дать возможности для сохранения своей самобытности. Некоторые воспринимают это с опасением. Но изучение языков, культур разных народов не является угрозой для единства общества. Наоборот, у людей появится чувство благодарности за то, что у них есть такая возможность. А как они этой возможностью воспользуются - это уже другой вопрос.
Приведу один пример. Сейчас в нашей стране полная свобода вероисповедания. Восстановлено, построено много церквей, мечетей. Но, по статистике, людей, которые регулярно посещают храмы, совсем немного - от 4 до 7% населения. Но если запретить посещать храмы, то недовольны будут не 4 - 7%, а все 100% общества.
Семье одной сохранить язык не под силу
- В Доме дружбы народов Татарстана действует уникальная многонациональная воскресная школа...
- Да, наша воскресная школа - единственная во всей России в таком формате. Она работает не на общественных началах, как во многих других регионах России. У нее государственный статус - муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования. А это значит, что требования к учебным программам, уровню преподавания, квалификации педагогов предъявляются соответствующие.
На данный момент в школе изучают 21 язык. У нас 420 учеников. С одной стороны, вроде бы, много, но для такого большого города, как Казань, могло бы быть и больше.
- Одни считают, что язык сохраняется только в семье. Другие убеждены, что в школе, а какое ваше мнение по этому поводу?
- Я, как многодетный отец, могу сказать, что основы языка закладываются в семье. Но семье одной сохранить язык не под силу. Здесь необходимы три составляющие: семья, система образования и языковая среда.
Национальное телевидение, телевизионные детские каналы на национальных языках - это среда. Когда в окружении разговаривают на родном языке - это среда. Когда есть возможность читать книги, газеты на родном языке, ходить на спектакли, концерты - это среда... И это ни в коем случае не задевает, не ущемляет интересы других народов.
Спасение школы - национальная политика
- А как развивается система национального образования, особенно в районах республики?
- У нас в селах есть современные чувашские, марийские, удмуртские школы. Но проблем в системе образования достаточно много. Вообще, при сегодняшней оптимизации сохранить среднюю школу в деревне сложно. Мне, как депутату Госсовета РТ, приходилось решать подобные ситуации. Например, в Мензелинском районе встал вопрос о закрытии марийской школы. Эта школа - единственная для трех близлежащих марийских деревень. Нам удалось убедить власти, что если школу закроют, то мы потеряем не просто очередную школу, но и возможность обучения детей марийскому языку во всем районе. В результате школа была сохранена. Более того, в деревне провели дороги, открыли фельдшерско-акушерские пункты. То есть это не только социальная, но и четкая национальная политика руководства Республики Татарстан.
- Проект Дома дружбы народов Татарстана «Уроки дружбы и согласия» продолжается?
- Да, пять лет на своей площадке мы проводим уроки дружбы и согласия. В общении с детьми надо очень внимательно подбирать слова. На каждом уроке разговариваем с ними глаза в глаза. Открыто говорим: мы не призываем вас любить всех. Любовь может быть и безответной. Мы не призываем вас дружить со всеми. Другом станет не каждый. Но уметь жить в согласии и уважении с окружающими людьми - это очень важно, и этому надо учиться. Почему? Потому что это ключ к успеху в жизни.